Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Киевские «университеты» Олега Борисова

18 ноября, 00:00

На нашем книжном рынке появилась новинка — «Олег Борисов. Без знаков препинания», выпущенная издательством «Артист. Режиссер. Театр». В ее основу легли дневники актера, написанные как диалог автора со своими предполагаемыми студентами, с которыми он хочет поделиться секретами профессии. Это — портреты коллег, с которыми его сводила судьба: Павел Луспекаев, Юрий Мажуга, Ефим Капелян, Евгений Евстигнеев; посвящения жене и сыну, впечатления о прочитанных книгах и просмотренных фильмах. По тексту рассыпаны также театральные анекдоты, попадаются и кулинарные рецепты.

Пять лет назад Олег Борисов ушел из жизни. Он создал много театральных и киноролей. Вот лишь некоторые из них — «Остров сокровищ», «Парад планет», «Балтийское небо», «Проверки на дорогах», «Слуга», «По главной улице с оркестром»... Осталась большая зрительская любовь. Признание, в том числе и официальное: народный артист СССР, заслуженный артист Украины, лауреат Государственных премий. Последнюю из наград — Государственную премию Украины им. А. Довженко — получала уже его вдова Алла Романовна на кинофестивале «Стожары», который недавно закончился. Олег Борисов удостоен ею за блестящее исполнение роли Голохвастова в фильме «За двумя зайцами», снятом почти три десятилетия назад.

Там же состоялась премьера публицистического фильма «Пришельцам новым», снятого сыном актера, режиссером Юрием Борисовым. И награда, и это кино были весьма символичны. Ведь именно в Киеве началась творческая биография Олега Борисова, пришел первый успех на театральных подмостках и в кино. Здесь он нашел любовь своей жизни, обрел друзей. И, увы, познал предательство.

«Название книги — «Без знаков препинания» было очень важным для мужа, — подчеркнула Алла Борисова. — Когда он работал над ролью, то не хотел отвлекаться на запятые, двоеточия, а хотел превратиться в чистый лист бумаги, чтобы груз прежнего не мешал сосредоточиться над новым текстом. Сохранились шесть тетрадей. Он вел дневник с 1974 года. Последняя запись сделана за две недели до смерти: 10 апреля 1994 г. Вспоминает учебу в школе-студии МХАТ. Как по приглашению Константина Павловича Хохлова приехал в театр им. Л. Украинки. Киев для нас обоих — это молодость и любовь! Я училась в университете, и Олег каждый свободный день приходил встречать меня после занятий. Мы поженились в 1953 году, вместе прожили 40 лет. Я была самой счастливой женщиной».

Именно в киевский период об Олеге Ивановиче стали говорить как об очень перспективном актере. «Великолепная пятерка»: Мажуга, Филимонов, Рушковский, Шестопалов и Борисов были не только партнерами по сцене, но и друзьями в жизни. «В спектакле «Овод» мы с Олегом играли нищих, — вспоминает Юрий Мажуга. — Это был мой театральный дебют, и на память о знаменательном событии он мне подарил пачку папирос «Казбек» с шутливым посвящением в актеры. Особенно Олег был хорош в острохарактерных ролях. Темпераментный на сцене и очень сдержанный в жизни. Перед спектаклем никогда не хохмил, а наоборот, как-то отстранялся, внутренне подготавливался к выходу на подмостки. Среди молодых актеров он был безусловно номером первым. И Олег знал себе цену. Я считаю, что его уход из нашего театра стал грустной страницей не только в его биографии, но и всего коллектива».

Причиной тогдашнего далекого конфликта стало дисциплинарное наказание. Вина Борисова состояла в том, что он уехал в Польшу на Дни украинской культуры, где презентовали картину «За двумя зайцами». Его туда послало Министерство культуры, но чиновники забыли сообщить о командировке руководству театра. Олег Иванович тоже ничего не сказал, а возвратясь, вместо поздравлений, дирекция потребовала писать объяснительную по поводу прогулов. Устроили собрание труппы, приняли решение о наказании.

Но Алла Романовна считает, что это лишь внешняя, формальная сторона конфликта: «Муж тяжело пережил предательство. Его коллеги написали в газету «Советская культура» донос, иначе это коллективное письмо и не назовешь. Там стояли подписи многих: Юрия Лаврова, Евгения Опалова и других, в том числе и молодых его коллег, завидовавших славе Олега. Потом приказ об увольнении тогдашний министр культуры Куропаткин отменил. Но переступить порог театра супруг уже не смог. Взял творческий отпуск, уехал в Москву, потом в Ленинград. В БДТ у Георгия Товстоногова он проработал 18 лет, но после Киева всю жизнь за ним вился шлейф слухов: артист — хороший, а человек — не очень. Думаете, легко с таким клеймом жить?»

Николай Рушковский считает, что Алла Борисова тенденциозно трактует события тех лет. Его никто не выживал. Олег Иванович много играл, но за 13 лет он вырос из ролей мальчишек. Да, розовские пьесы «В добрый час» и «В поисках радости» он играл блестяще, но как творческий человек был недоволен собой, хотел большего. Целый год в Москве он метался, пока не попал в БДТ. Именно там он вырос профессионально, стал артистом с большой буквы.

«Мы не ценим таланты, мелкими придирками отравляем друг другу жизнь. В ту пору в театре все решали Романов и Лавров. А Борисов считался перспективным, подающим надежды. Я думаю, что многие даже не понимали, что мы работаем с гениальным артистом, — рассказывает Евгений Балиев. — Жаль, что так судьба больно ударила Олега. Но и театр наказан — мы лишились прекрасного артиста. Мы с Борисовым вместе пробовались на роль Голохвастова в фильме «За двумя зайцами». Его утвердили, а меня нет. Помню, как долго я переживал, но посмотрев ленту, подошел к Олегу, поздравил. Он действительно идеально сыграл Свирида Петровича».

Рассказывая о работе над фильмом «Пришельцам новым» Борисов-младший с горечью отметил, что до обидного мало осталось телезаписей, особенно театральных. Даже от «Кроткой», в постановке Льва Додина, где Борисов сыграл лучшую свою роль, чудом уцелело пять (!) минут случайной записи. Правда, нам остались его кинороли. Впрочем, оказывается, их могло бы быть больше. Да, случился конфликт с режиссером Александром Зархи, который пригласил актера на роль Достоевского. Но Борисов, которого не устраивала режиссерская трактовка образа, отказался. Тогда Олега Ивановича решили примерно наказать и запретили два года сниматься на «Мосфильме». Даже напористый Никита Михалков, который хотел снимать Борисова в «Родне», не смог добиться отмены этого решения. Это вынужденное отлучение от кино Олег Борисов перенес стойко. Что творилось у него в душе, можно только догадываться, но он никогда не считал возможным публично обсуждать свои проблемы. Киевские «университеты» не прошли для него даром.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать