Киноновации и кино надежды
На экраны Украины вышел фильм «Украинские шерифы», который выдвинут на «Оскар»Напомним, после годовой паузы опять заработал Украинский Оскаровский комитет. Как известно, он претерпел определенные структурные и организационные трансформации, теперь в него входят кинематографисты, которые включены в мировой кинопроцесс, хорошо осведомленные с нюансами его движений...
И вот, первое голосование новообранцев и их решение — от Украины на «Оскар» выдвинута лента «Украинские шерифы» 34-летнего режиссера Романа Бондарчука. Несмотря на молодость, ученик Юрия Ильенко имеет солидный список фильмов, по большей части короткометражных, большинство из них получали призы престижных международных кинофестивалей.
Особенность нынешнего отечественного оскаровского номинанта — он не игровой. Откровенно говоря, я был уверен, что проголосуют за «Гнездо горлицы» Тараса Ткаченко. Хотя ныне не в диковинку успех документального кино, и литературы так же (Светлана Алексиевич, как известно, получила Нобелевскую премию за документальную прозу, скажем так).
Ныне «Украинские шерифы» появились в прокате, отблеск, хотя и призрачный пока еще, дядюшки Оскара, должен стимулировать интерес публики.
НА ГРАНИ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
Герои ленты, сельские шерифы, так их называют, 50-летний Виктор и 44-летний Володя. Правда, их официальный статус — общественные помощники участкового инспектора. Действительно очень напоминают американских полицейских — некое воплощение мужского начала: обветренные, грубоватой лепки лица, сочетание уверенной в себе неспешной силы с довольно сильной энергетикой. А еще незлобивый юмор.
Живут и работают на грани цивилизаций и этносов — в Херсонской области, близ границы с Крымом. Их поддерживает и председатель поселкового совета Виктор Маруняк, бывший учитель истории. Это трио и выглядит в фильме как оплот новой Украины, ее завтрашнего дня. Существенный нюанс — село казацкое, никогда не было крепостным. Ведь часто рабская сукровица еще сидит — в культурных генах, в самой крови...
Цивилизационный разлом и в самом селе Старая Збуривка. Вот бомж Коля и его жена Таня — побиты и обгрызены жизнью до костей и кровоподтеков: ни кола ни двора. «Закидають по-руськи», конечно, хотя русский язык такой же калека, побитый-побитый. Как и некий сепаратист, который рассказывает исторические сказки о Великой Руси, которая начиналась от Китайской стены... Есть и пьяницы горькие, и воришки — и все это, вся округа имеет свои социальные воронки. Вместе с тем село красивое, хаты и хозяйства ухожены.
Собственно об этом и фильм: всю жизнь украинское зависает между двумя цивилизационными кодами. Пойдем ли опять, как это уже было в 1920—1930-е, путем быдловатого индустриализма (заводской торжественный пейзаж, а рядом дома для жилья в стиле «баракко»), или выгребем на плес истории, в которой живут свободные и не закрепощенные люди. Которые не ждут «сподіваної волі», принесенной из Киева или Москвы и даже Вашингтона, а сами берутся менять свою жизнь. Сам базис ее, фундамент. Шерифы и поселковый председатель относятся к людям не как к инструменту, не как к «колесикам, они же винтики истории», а как к людям. Таким, как они сами.
Вот такая новация. Неужели когда-то мы увидим и игровой фильм о таких людях? Вместо вот этих бесконечных новейших псевдоукраинских сериалов, в жилах которых течет рабская советско-феодальная сукровица. Нет там новых героев, вот что. Нет, потому что их и не ищут, их просто не хотят видеть.
ЧТО РОЖДАЕТСЯ?
Есть ли у ленты Бондарчука хотя бы минимальные шансы добиться успеха в борьбе на Оскаровской «беговой» дорожке? Сказать трудно. Хотя... Даже то, что Роман — однофамилец оскароносного Сергея Бондарчука (так же родом из херсонских степей) может сыграть какую-то роль — а что, чего только не бывает...
И шерифы, определенная ассоциация с американской киномифологией. Хотя мифология здесь не столько американская, сколько своя, не одолженная. Корни от Запорожской Сечи, от ее демократического и просто человеческого фундамента. Роман сам из того мира херсонских миров, он, давно уже живя в Киеве, упрямо работает на материале херсонской глубинки. Правильно делает. Потому что это же кино, зритель кожей чувствует, насколько прожит автором материал, насколько он не высосан из пальца.
Ныне Роман Бондарчук снимает полнометражный игровой фильм «Вулкан». Конечно, в херсонских степях. Об иностранце, который застрял в этом бездонном и безграничном времени — пространстве. Дай-то Бог, чтобы из этого всего родилось большое кино.
Выпуск газеты №:
№171-172, (2016)Section
Культура