Кларнет и... микроволновка
Неделя открытий и экспериментов на Kharkiv contemporary
С 21 по 27 апреля в стенах Харьковской филармонии пройдет форум современной академической музыки, в исполнении лучших украинских и европейских мастеров. Первый международный фестиваль Kharkiv contemporary — это попытка приобщить культурную жизнь города к мировым авангардным тенденциям. Главной героиней станет музыка, написанная нашими современниками из разных уголков планеты. Слушатели перенесутся в мир музыкальных реалий и в актуальное искусство (это произойдет благодаря инициативе одного из активных пропагандистов «Новой музыки в Украине» — Владимира Рунчака). Одним из организаторов Kharkiv contemporary является главный дирижер и директор Харьковской филармонии Юрий Янко:
— Мне обидно за харьковских композиторов, ведь у нас есть традиции, замечательная школа. Вместе с В. Рунчаком мы решили организовать фестиваль современной музыки. Пусть он будет авангардный, можно включить в него все возможные направления, даже непривычные нашему слушателю. В. Рунчак подобрал список композиторов, произведений и исполнителей. Знаете, сейчас слушателя ничем не удивишь, кларнет можно соединить с чем угодно... хоть с микроволновкой! И я пустил бы это на сцену. Спектакли Андрея Жолдака с его экспериментами харьковчане уже смотрели. Хотя я приверженец строгой классики, но фестиваль дает возможность людям самим разобраться, что хорошо, а что плохо, что нравится, a что нет.
Фестиваль откроется программой харьковских композиторов: от старшего поколения до самых молодых, сообщает x32.in.ua. Яркие и самобытные симфонические произведения представят самые разнообразные грани харьковской композиторской школы. Это и драматичная симфония-балет «Зелені святки» Виталия Губаренко, которая впервые прозвучит в Харькове, и концептуальная музыка Валентина Бибика — «Плач и молитва» для оркестра, и навеянная фольклорными образами Кургаль «Шушун: Симфония священного камня» Юрия Алжнева, и рондо-перформанс «Бег» для фортепиано с оркестром молодого композитора Дмитрия Малого.
22 апреля — второй день форума будет представлен кларнетовым концертом бельгийского исполнителя Стефана Вермеерша, который специализируется на современной музыке и пользуется тремя разновидностями инструмента — кларнетом, малым кларнетом и бас-кларнетом. В программе концерта сольные произведения современных композиторов, в которых кларнет обещает раскрыть настолько необычные и новые грани, что порой будет казаться, что звучит совсем не духовой инструмент. К тому же, кларнетист сыграет в дуэте, причем в авангардном ключе, так как его партнером станет не «живой» инструмент, а электроника.
24 апреля слушателей ждет встреча с квартетной музыкой композиторов ХХ—ХХІ вв. в исполнении харьковского ансамбля NocturnumQuartet. Музыканты избрали для себя довольно рискованную стезю, исполняя музыку современных композиторов. Однако благодаря своему профессионализму и желанию играть что-нибудь новое, редко звучащее, NocturnumQuartet стал частым гостем международных фестивалей Европы. В рамках фестиваля ансамбль исполнит струнные квартеты А. Кошува, Д. Мийо, Г. Бацевич и Д. Клебанова.
Следующая встреча с новой музыкой — 25 апреля — предвещает еще один камерный концерт. Гости фестиваля — австрийский ансамбль Ensemble Reconsil Wien, в составе: флейта и бас-флейта, бас-кларнет и фортепиано. В их исполнении прозвучат также оригинальные и в некотором смысле эпатажные произведения, привлекающие внимание даже своими названиями: Териолог, «Повернутися навкруги х 3», «Хутро», «Без відповіді» и одно из скандальных сочинений Ф. Караева — «Пан Бі-Лайн — ексцентрик або Чи ви ще живі, пане міністре???!!!»
Вечер хорового авангарда ждет своих слушателей 26 апреля. Известный Академический хор им. В. Палкина уже давно стоит в ряду признанных профессионалов, исполняющих новую музыку. Прозвучит «Ночь и золото» американского композитора Э. Витакера. Кроме того, в программе вечера музыка европейских и украинских композиторов, среди которых — Р. Миани, Р. де Джакометти, В. Мужчиль, В. Степурко и В. Рунчак.
Закрытие фестиваля пройдет под масштабными симфоническими полотнами, вошедшими в золотой фонд современной музыки ХХ века. Это MI-PARTI для симфонического оркестра, Lancuch II для скрипки и симфонического оркестра польского композитора В. Лютославского и «Поэма скорби» киевлянина Е. Станковича. В исполнении оркестра филармонии под управлением арт-директора фестиваля Владимира Рунчака с прекрасной солисткой Лидией Футорской прозвучат произведения, отражающие перипетии современности, порой драматичные, а иногда — крайне чувственные и экспрессивные.
Выпуск газеты №:
№72, (2013)Section
Культура