Клише как перлы-2
Авиньонский фестиваль 2019 года разнообразием театральных высказываний превозносил одну тему — душевного лидерства в условиях кризиса социальности
Продолжение. Начало читайте в «Дне» за 22 августа (№ 151)
Театральный фестиваль — это всегда встреча с чем-то невиданным, неслыханным, неизведанным, в конечном итоге — с тем волнением, которым нельзя не поделиться.
Авиньонский фестиваль 2019 года разнообразием театральных высказываний, кажется, возвышал одну тему — тему душевного лидерства в условиях кризиса социальности, о котором сегодня глубинно размышляют гуманитарии. «Новая парадигма человеческой социальности выходит за пределы экономической парадигмы Аристотеля-Маркса с ее натурализмом и объективизмом. На смену абстрактно-общим определениям приходит проблематика полисубъективной социальности, проблематика конкретного отношения человека к «не своему — иному».
Страсбургский спектакль Блендин Саватьер «Одиссея» по форме напоминает модные в прошлом веке диспуты в комсомольской среде. Среди зрителей много артистов, которые песнями, танцами, автобиографическими историями присоединяют к сюжетам снятого в разных уголках мира фильма, являющегося персонажем спектакля, документальным свидетельством малознакомой реальности. В отличие от многих сценических постановок темы миграции, ее мотивы в этой «Одиссее» не исследуются. Снятая в фильме жизнь настолько жестоко иная, что в этом нет необходимости. Вопрос иначести, отношение к ней оказывается мощным стимулом познания ее, мотивации выхода за пределы Я навстречу другому. Когда экранный путешественник, преодолев трудности, добирается до выбранного берега, медленно сверкающий свет в зале делает всех зрителей встречающими. Мужчина с экрана оказывается актером в зале, а его коллеги побуждают поздравить прибывшего пением, улыбками, дружественным соединением рук, ударами пальцами правой руки по запястью левой. Этот жест в финале всем заменяет аплодисменты и становится жестом-символом сообщества, подтверждением признания и понимания самой ценной жемчужиной человеческого общения.
Спектакль «Преданность» Климента Бонду — результат двухлетнего размышления, формирования и выращивания драматического ритуала с 14-ю актерами Высшей школы драматического искусства Парижа. Режиссер признает безразличие к новому реализму. Именно похороненные под пеплом нашего времени содержательные театральные клише должны сделать театр местом, где можно услышать слова без дидактизма, увидеть множество персонажей и архетипов, вспомнить фигуры и символы. «И все это должно стать актом признания тому миру, который мы вызываем на сцену. Призвать мертвых, чтобы они поверили в жизнь», — произносит К. Бонду. Этот красноречивый манифест молодые актеры воплощают в жизнь через простые истории из личной жизни, объединяясь в античном хоре, становясь политическими фигурами разных времен, демонстрируя эмблемную танцевальную и пантомимическую пластику. И действительно, время от времени возникает впечатление какого-то нового существования языковой материи.
«НАДЕЖДА НЕ ЗНАЕТ БУДУЩЕГО И, К СЧАСТЬЮ...»
Спектакль Оливера Пи, который определенное время был директором авиньонского фестиваля после его основателя Жана Вилара, «Любовный триумф» поставлен по мотивам сказки братьев Гримм «Дева Малеен». На вопрос, почему режиссер уже в четвертый раз осуществляет сценическую адаптацию сказок, прозвучал ответ полностью в измерениях клише и перлов: «Сказки Гримм — это не моральные истории, это — истории инициации» и еще «Любовь в этих сказках не артистическая и не буржуазная. Это признание принципа происхождения мира. Персонажи в конце концов признают, что любовь ведет их, и они не контролируют свою судьбу. По своей судьбе они лишь хозяева интеллекта». В центре сцены — кресло короля или клоуна, с красными щеками и выбелеными кругами вокруг глаз, обрамленное гильотиной. Такой образ королевского дворца, в темной башне которого замкнута девушка, которая не подчинилась приказу отца пойти против своей любви. Конечно, фантазия, вера в воинственную силу музыки, песни и танца помогает прекрасному принцу победить в битве за невесту. Перипетии сказки, конечно, более густые и более содержательные, но постановщик всячески приближает жанр к легкомысленной оперетте, сквозь который лучиками сущности подаются глубокие мысли о настоящем и театре. Еще раз слова Оливера Пи: «Если бы меня спросили сегодня, почему театр ничем нельзя заменить, я бы ответил: потому что он — кратчайший путь от эстетики к этике. И стоит добавить, что это — кратчайший путь этики к эстетике, который не является тем самым путем. Чтобы создать акт политической совести, театр должен лишь открыть свои двери. Даже самый аполитичный из театров более политический, чем большинство деклараций потребительского мира. Кто не видит, что индивидуализм стал рыночной ценностью, и что капитализм не останавливается не только для того, чтобы стимулировать его, но и для того, чтобы предложить индивидуализм как уникальный голос интеллекта и самореализации? И какое человеческое действо в этом большом технологическом супермаркете все еще учит нас радости быть вместе? Быть вместе — это стать толпой или поддаться вибрации подавленных эффектов, это принимать их и надеяться на возвращение основополагающих мифов».
«ЛЬЮИС VS АЛИСА» МАКА МАКЕФФА — НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР МАРСЕЛЯ
Танцевальный спектакль «Оскара», представленный компанией «Kukai Dantza» и режиссером Маркасом Морау захватывает узнаванием культуры страны басков («Оскара» происходит от ее раннего названия «Эускара»). В реанимационной палате последние минуты жизни мужчины наполняются воспоминаниями и размышлениями о баскской культуре с ее мифами, символами, бессмертной традицией. На сцене появляются мужчины разного возраста — либо его друзья, либо он сам в разные периоды своей жизни — и расцветающими движениями призывают: «Если вы хотите узнать, кто вы, танцуйте!». И в действительности, исследование человеческого тела с помощью танца, испытание его сложными движениями, безумным ритмом будто подсказывают ответ на вопрос, что нас определяет — земля... язык... традиция... «Танцы паломнические», «Танцы мечей», «Заключительные танцы», «Танцы с флагами» прокладывают путь к осознанию баскской идентичности. В финале спектакля человек, который умирал, оказывается на постаменте в национальном костюме, вдумчиво и неспешно выполняя последние движения «Танца с флагом». Каждый из танцоров снимает с него и забирает на память один из элементов костюма. В конечном итоге он остается голым с флагом в руках в скульптурной героической и в то же время совсем лишенный пафоса позе. Он — баск.
Сценические поиски духовных основ сосуществования со временем, человеком и человечеством, вечным и сегодняшним, возможно, не придали яркости и легкомыслия, какой-то традиционной зрелищности фестивалю, но именно этим наделили его глубиной соучастия со зрителями, театром, всеми ищущими перлов содержания вечного бытия.
Выпуск газеты №:
№160, (2019)Section
Культура