Перейти к основному содержанию

Клуб не одиноких сердец

Директор — художественный руководитель Одесского театра им. В. Василько Юлия Пивоварова — о выходе из карантина, ремонте и премьерах
04 июня, 09:59

Украинский театр в Одессе в последнее время является серьезным спикером в нашей культурной среде. В репертуаре — спектакли Дмитрия Богомазова, Ивана Урывского, Максима Голенко, Стаса Жиркова, инициатива ряда культурологических проектов по промоушну украинской культуры в сложном южном регионе страны. То есть театр позиционирует себя еще и как миссионер украинской культуры. Поэтому в репертуаре произведения Коцюбинского, Котляревского, Франко... Широкую огласку получили новые спектакли: «Она его любила», «Женитьба», «Коварство и любовь», «Энеида». В начале театрального сезона 2019/2020 Одесский академический украинский музыкально-драматический театр им. В. Василько оказался под угрозой закрытия из-за истории с ГСЧС и пожарной безопасностью. Громкая поддержка театрально-художественного сообщества, слаженная работа администрации театра и поддержка облрады не дали закрыть единственный в Одессе украинский театр. События только сплотили и закалили театр. Директор — художественный руководитель театра Юлия ПИВОВАРОВА, которая работает в должности третий сезон, очень спокойно рассказывает карантинные хроники театра: «Мы — единственный в стране коллектив, который уже имел опыт вынужденной остановки посреди сезона».

«Карантин застал наш театр во время напряженной работы: состоялась премьера спектакля «Клуб одиноких сердец» и мы готовились к новой —  «Ужин в Санлисе». Также в работе было еще два новых моноспектакля по пьесам Александра Ирванца. Готовились к шумному празднованию Дня театра. И здесь неожиданная остановка всех процессов, — говорит Ю. Пивоварова. — Сначала думали, что приостанавливаемся ненадолго, что еще немного и снова начнем работу. Но, как оказалось, закрыли сезон... Впрочем, все время мы были с актерами на телефоне онлайн. Они предлагали различные формы работы, но почти всегда это требовало встречи, что, как известно, на тот момент было невозможно. К премьере «Ужина в Санлисе» практически все было готово, актеры уже репетировали на сцене. И тут оказалось, что у нас премьера с открытой датой... Поэтому, чтобы не потерять все наработанное, решили репетировать онлайн. Конечно, это не полноценный репетиционный процесс, но работа в формате радиоспектакля была интересной и эффективной. Актеры приобрели опыт работы именно голосом. Думаю, результат будет интересен.

Накануне карантина с помощью друзей театра мы сделали профессиональную видеосъемку нашего спектакля «Тени забытых предков» (режиссер Иван Урывский). К монтажу видеоверсии присоединился Иван, и получилась хорошая работа. Мы показали ее онлайн ко Всемирному дню театра. Ощущение было почти такое, как от премьеры ...

ИСТОРИЯ С ... ГСЧС

— История с ГСЧС была громкой. Справиться было сложно. Не только потому, что не хватало денег — скорее, потому, что не хватало времени. Департамент культуры вместе с облгосадминистрацией срочно нашли средства, облрада перебросила финансирование на нас с других объектов. Но выполнение любых работ требует времени.

Потолок в зрительном фойе заменили во время работы. Три дня наши зрители испытывали неудобства на входе. Респираторы и противогазы собирали всей Одессой — «Совет общественной безопасности» и другие общественные объединения в кратчайшие сроки собрали более сорока противогазов для театра. Так что к химической атаке мы готовы. Самое сложное было заменить ковровое покрытие во всем театре. Прежде всего, такого количества коврового покрытия, которое соответствует требованиям ГСЧС, в Украине вообще не было. Ведь в Украине его не производят. Заказывали из Бельгии. Ждали. Затем снимали кресла и устанавливали это покрытие по ночам. И все это время работали. Играли спектакли, готовили премьеры.

Кстати, несмотря на все трудности, за первую половину сезона выпустили три премьеры. После нового — еще одну. Проверку ГСЧС, которая должна была подтвердить, что все требования мы выполнили, провести не успели — помешал именно карантин. Но уже на второй день облегчения карантинных условий в театр снова обратилась исполнительная служба по поводу закрытия театра. Написали им письмо-объяснение. Добавили кучу документов о выполненных работах. Не знаю, как они будут поводить итог дела — там десятки договоров более чем на тысячу страниц. Вот такая бюрократия.

АВТОРЫ И ЧИНОВНИКИ

— Во время скандала с ГСЧС вынуждена была много общаться с Министерством культуры. И это была важна моральная поддержка. Но по закону они ничем помочь не могли. Есть нарушения? Есть. Нужно исправлять. Деньги должны быть выделены владельцем — областной радой. Приезжал к нам и тогдашний министр культуры — пан Бородянский. Пообщались. Он посмотрел на остановленный ремонт фасада. «Пишите письма. Попытаемся помочь». Мы пишем. Регулярно пишем. Ремонт фасада проходил за счет фонда развития Одесской области и субвенции госбюджета.

В прошлом году обращались к премьер-министру, тогда еще Владимиру Гройсману. Получили ответ, что наш вопрос будет рассмотрен. До сих пор рассматривают ... Был бы назначен министр, можно было бы обращаться. На этот год из областного бюджета на ремонт театра выделили чуть более миллиона гривен. Этого хватит на то, чтобы законсервировать работы, но никак не завершить.

Учитывая сегодняшние экономические условия и общественные вызовы, на мой взгляд, театр должен стать культурным центром, в котором основной работой является показ репертуара и создание новых спектаклей. Но здесь должны проходить круглые столы, обсуждения, презентации, встречи с культурными деятелями. Мы ввели в этом сезоне такую работу. Провели чтения пьес Александра Ирванца, встречи с поэтессой и издателем Марьяной Савкой, известным поэтом Борисом Херсонским, актрисой Ирмой Витовской, также провели выставку авторской куклы Оксаны Цюпы «Вертепный мир», презентацию книги Валерия Пузика «Наші котики». Такие встречи становятся все более популярными и собирают сотни людей. В планах была совместная работа с южным филиалом института национальной памяти, с помощью Художественного музея планировали провести выставку современной скульптуры в помещении театра, планировалась интересная работа с научной библиотекой. После отмены карантина обязательно вернемся к этому. Люди должны приходить в театр заранее. Настраиваться на спектакль, знакомиться с культурным достоянием страны.

ФИНАНСЫ И ... ПЕРСПЕКТИВЫ

— Финансовый ущерб театра от карантина колоссальные: почти два миллиона гривен. А налоги, плата за коммунальные услуги, необходимая пожарная сигнализация — все осталось неизменным. Мы «съедаем» сами себя. И вряд ли будет какая-то компенсация или помощь со стороны государства. Поэтому осознаем, что будет очень сложно. Дай Бог, через год выйти на тот уровень, который был в начале карантина.

Отсутствие денег повлияет на количество премьер в новом сезоне в сторону уменьшения. Обсуждаем с творческим составом театра, как будем отмечать юбилей — 95-летие театра в ноябре. Идем по принципу: «С деньгами может каждый — попробуем без них». Смотрю на актеров, режиссера, и уверена, что все сделаем.

Сейчас, после облегчения условий карантина, вернулись к репетициям. Пока работаем над нашими старыми представлениями. Вводы, прогоны. Это счастье — общаться друг с другом, возможность играть, хотя и без зрителя. Незадолго до карантина мы подписали коллективный договор, в котором (провидение?) прописали условия оплаты за время вынужденного простоя. Учитывая пункты этого договора, ответ в. о. министра культура платы во время карантина и наличие финансирования со стороны областного бюджета, смогли не только сохранить стопроцентную заработную плату, но и выплачивали ее по среднему с сохранением выслуги лет, почетных званий и других преимуществ.

Самое главное, чего мы хотим, — это начать играть спектакли, по которым соскучились наши зрители и мы. Выпустить в свет премьеры. А у нас их на начало сезона запланировано две: «Ужин в Санлисе» по Жану Аную в постановке Ирины Зильберман и «Собачье сердце» по Булгакову в постановке Макса Голенко.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать