Когда радость «выше крыши»
Механические куклы Олега Педана и картины Анны Силивончик — в галерее «Парсуна»Игрушки Олега Педана, рожденные авторской фантазией из ненужного на первый взгляд хлама — винтиков, колесиков и прочих металлических деталей, чудесным образом перерождаются в существа с головой, ногами и руками.
Мужской характер игрушек заметен не только в выборе материала, но и в образах — жестких, таинственных, способных на непредсказуемые приключения.
Олег Педан широко известен как мастер-кукольник, автор мультфильмов и воспитатель творческих личностей в Институте кино и телевидения им. Карпенко-Карого.
Интерес Олега к самодельным игрушкам — родом из детства: его отец работал на днепропетровском заводе «Южмаш», в то время как родители его приятелей работали на международных авиалиниях и частенько баловали своих детей импортными игрушками.
Олег тоже стал подумывать «хотя бы о вертолетике, который взлетает, если потянуть за веревочку...»
Вот так и началась история будущего мастера-кукольника.
Он твердо решил мастерить игрушки самостоятельно, пользуясь подручными деталями и материалами.
И сумел изготовить замечательные поделки, которые, к тому же, были заводными.
После переезда в Киев и окончания школы Олег подал документы на операторский факультет в Институт им. Карпенко-Карого, но не прошел по конкурсу.
Ушел служить в армию, а после поступил на биофак, стал ихтиологом.
Изучал сообщество рыб. В 1990-е годы пришел период переосмысления, и вот однажды, гуляя по парку, как-то набрел на киностудию «Киевнаучфильм», который нынче переименовали в «Укранимафильм».
Здесь Олег вначале работал столяром, а потом в мастерской кукол, увлекся и стал учиться у художников-аниматоров, а позже и вовсе стал придумывать собственные истории для кукол.
Технические знания и практический опыт, который он приобрел здесь, стали фундаментом для его творчества в качестве кукольника.
А результаты мастерства Олега Педана мы можем оценить на выставке в галерее «Парсуна», с которой мастер сотрудничает уже четыре года и куда стремятся сотни людей специально для того, чтобы увидеть игрушки, которые иной раз созданы при помощи обычных гвоздей.
Другой автор — белорусская художница Анна Силивончик — радует зрителей потрясающе оптимистичными и жизнерадостными картинами.
Анна — выпускница Белорусской государственной академии искусств, удостоена медали «Талант и призвание» международного альянса «Миротворец».
На выставке «Выше крыши» зритель увидит столь характерные для художницы «картины с привкусом счастья».
Это мир инфантильных персонажей, живущих в чудесном солнечном мире: на картинах Анны — люди-ангелы, влюбленные, дети, реальные животные и мифические единороги, сирены, драконы...
На вопрос о том, откуда приходят образы, Анна отвечает: «Конечно, в основе всегда лежит какой-то импульс — событие, впечатление, а потом в моей голове появляется знаковый, символический, визуальный образ. В процессе работы над картиной появляются новые детали — дополнительными смысловыми планами. А иногда бывает и так, что идея может в корне измениться: ведь я, как правило, работаю без эскизов, додумывая и досочиняя каждую работу сразу на холсте. Время от времени во мне что-то меняется, появляются новые темы и приемы. Каждый раз задумывая новый проект или новую серию работ, я стараюсь, чтобы в нем было что-нибудь отличное от того, что я делала раньше. Если поначалу меня больше интересовала живопись как таковая, то есть я пыталась передать настроение, состояние через сочетания цвета, фактуру, стремилась к знаковости, простоте и лаконичности, то сейчас мои работы имеют гораздо более насыщенное смысловое содержание и все технические моменты целиком подчиняются истории, которую я хочу рассказать в каждой конкретной картине. В голову мне всегда приходит масса различных мыслей, соображений и идей».
Коллекционеры не обошли вниманием холсты художницы, сегодня ее работы находятся в Музее современного русского искусства в Джерси Сити, Национальном музее Республики Беларусь, Елабужском государственном музее-заповеднике и многих других музеях и частных коллекциях Беларуси, России, США, Израиля, Германии, Польши.
Рассматривая механические игрушки Олега Педана и ярчайшую живопись Анны Силивончик, зритель на какое-то время попадает в тот мир, где детские фантазии и взрослое счастье сливаются воедино благодаря удивительному таланту и профессионализму обоих авторов.
Выпуск газеты №:
№41, (2012)Section
Культура