Перейти к основному содержанию

Когда скрипка говорит

9 июня вечер в Национальной филармонии посвятят легендарному музыканту, дирижеру и педагогу Богодару Которовичу
06 июня, 12:06
ФОТО С САЙТА V.RASNER

На сцену выйдут музыканты камерного ансамбля «Киевская камерата» (дирижер Валерий Матюхин) и три скрипача-виртуоза: Богдана Пивненко, Борис Громов и дочь маэстро Мирослава Которович. Прозвучат произведения из репертуара великого Никколо Паганини, чье творчество вдохновило Богодара Которовича, и в последствии он стал выдающимся скрипачом, основателем ансамбля «Киевские солисты», профессором НМАУ, одним из основателей современной украинской скрипичной школы!

Напомним, в 1971 году Которович завоевал Гран-при Международного конкурса им. Никколо Паганини в Генуе. Позже Богодар Антонович имел еще две символические «встречи» с Паганини: спустя 20 лет он стал членом жюри Генуэзского конкурса, а в 1999-м сыграл два аншлаговых бенефиса в Национальной опере Украины. Которович стал первым украинцем, который удостоился чести играть на уникальной скрипке — «Вдове Паганини» (сам маэстро благодаря чрезвычайно мощному звучанию называл этот инструмент Гварнери il cannone — «пушка»).

В одном из интервью Б. А. Которович признался: «Когда я впервые взял скрипку Паганини в руки, то почувствовал... разочарование: ведь обычно я играю на точной ее копии, созданной французским мастером Жаном Батистом Вийомом (с 1835 г. он занимался имитацией старинных итальянских инструментов, главным образом Страдивари и Гварнери. — Ред.). На репетиции «пушка» не произвела особого впечатления, но на концерте скрипка просто преобразилась! Это было необъяснимо, и думаю, что не обошлось без мистики. Когда я заиграл, то вдруг почувствовал, словно за спиной разыгрывается мой двойник... Я чувствовал только звуки, может, это иллюзия, фантазия, но мне показалось, что за мной стоит тень великого скрипача. Помните, когда Паганини изображали на портретах со скрипкой, то за ним часто художники рисовали играющего дьявола... Может, скрипка мстит чужим. Знаете, после того концерта я два раза попадал в больницу, даже пережил состояние комы... У меня произошло онемение нескольких суставов на пальцах (именно это заставило Которовича навсегда отказаться от сольных концертов как скрипача. — Ред.). И все же я благодарен «пушке». На концерт в Киев приехали коллекционеры и бизнесмены, обладающие подобными уникальными инструментами. Один из них даже предложил купить для Украины и для развития нашей скрипичной школы скрипку Гварнери дель Джезу. Напомню, что Гварнери сделал за свою жизнь всего восемьдесят скрипок (в отличие от Страдивари, который создал их более тысячи), но, к сожалению, из-за дорогой цены этот вопрос не удалось решить...»

Музыковеды отмечали, что Богодару Антоновичу были присущи постоянный художественный поиск, глубокое проникновение в суть произведений, убедительность его художественных трактовок. О творчестве Которовича сняты телефильмы. Украинское радио и фирма «Мелодия» сделали записи музыки Баха, Бетховена, Вивальди, Мендельсона, Сибелиуса, Скорика, Хачатуряна в исполнении Богодара Антоновича.

Кстати, самобытное исполнительское искусство «украинского Паганини», как критики называли Которовича, побудило многих композиторов писать для него свои произведения (В. Губаренко, В. Бибик, А. Штогаренко, Г. Майборода, М. Скорик, Е. Станкович и другие).

— Богодар Антонович был легендой скрипичного исполнительского мастерства, виртуозом мирового масштаба, а также выдающимся педагогом. Он воспитал более 100   учеников, и многие из них — лауреаты международных престижных конкурсов — представляют его школу далеко за пределами Украины, — рассказала «Дню» известная пианистка, профессор НМАУ им. П. Чайковского Евгения БАСАЛАЕВА. — В прошлом году в киевском издательстве «КіМ» вышла книга «Педагогічні принципи Б.   А.        Которовича. Історичний нарис». Ее автор Александр Спренцис — бывший ученик, аспирант маэстро. Работая на одной кафедре с Которовичем, он много помогал Богодару Антоновичу и был, по сути, его секретарем. Александр пытался уловить и записать каждую мысль своего знаменитого педагога, поймать и зафиксировать важные мгновенные «моменты истины», которые молниеносно рождались у маэстро в его классе во время разучивания скрипичных произведений и репетиций. Богодар Антонович обладал харизмой не только на сцене, но и вне ее. Которович не просто учил студентов, а пытался воспитывать профессиональных артистов, развивая их индивидуальность...

Вечер, который пройдет в филармонии, можно назвать рассказами об артистах, чья судьба неразрывно связанна с Музыкой. Проходят века, многие скрипачи из разных стран пытаются разгадать секрет и магию таланта Никколо Паганини. Одни считают, что непревзойденный успех виртуоза лежал в его глубоком музыкальном даровании и в необычайной технике, в безукоризненной чистоте, с которой маэстро исполнял труднейшие пассажи. А другие отмечают новые горизонты скрипичной техники, открытые Паганини. Богодар Которович вошел в историю тем, что стал первым украинским скрипачом, которому выпала честь играть на легендарной скрипке «Вдова Паганини». Причем играть блестяще! Мы благодарим Богодара Антоновича, что воспитал несколько поколений артистов, которые сегодня представляют украинскую скрипичную школу, выступая в самых престижных залах мира.

9 июня в Колонном зале им. Лысенко прозвучат Первый и Четвертый концерты для скрипки с оркестром Паганини, его Кантабиле и вальс, Кампанелла из Второго концерта, а также вариации Венецианского карнавала. Вечер пройдет при поддержке Итальянского института культуры в Украине.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать