Настоящий способ отомстить врагу — не быть похожим на него.
Марк Аврелий, римский правитель, принадлежал к династии Антонинов, философ-стоик.

Когда соперничество... объединяет

Под занавес сезона «Трио басов» представили в Национальной опере Украины первую сольную программу, которая прошла с аншлагом и оглушительным успехом
18 июля, 2013 - 10:47
ПОЯВЛЕНИЕ НОВОГО ТВОРЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА «ТРИО БАССОВ» (ТАРАС ШТОНДА,СЕРГЕЙ КОВНИР И СЕРГЕЙ МАГЕРА) НА СОФИЙСКОЙ ПЛОЩАДИ ВЫЗВАЛО АЖИОТАЖ У ПУБЛИКИ И ПОБУДИЛО АРТИСТОВ СОЗДАТЬ СОЛЬНУЮ ПРОГРАММУ / ФОТО БОРИСА КОРПУСЕНКО

Концерт состоял из тщательным образом подобранных номеров, чтобы продемонстрировать вокальные возможности каждого из участников в отдельности, привлекательность общего басового ансамбля, а также жанровое разнообразие — от комического до трагического — оперных дуэтов с разными голосами — сопрано, мецо-сопрано и тенором. Вечер прошел с аншлагом. Басы не пели в унисон, не дублировали друг друга или своих персонажей, то есть не «растраивались», а находили нюансы, чтобы более колоритно раскрыть своих героев.

Напомним, «День» в №36 уже писал, что дебют «Трио басов» в составе солистов столичной оперы, народных артистов Украины Сергея Магеры, Тараса Штонды и лауреата международных конкурсов Сергея Ковнира состоялся в феврале на концерте, посвященном 200-летию Семена Гулака-Артемовского, предрекая бас-трио успех. Так оно и случилось. Проектом заинтересовалось телевидение, а недавнее выступление на Софийской площади в честь Дня Киева подтвердило и прибавило популярности артистам. Инициатором создания трио выступил Тарас Штонда, идеологом — концертмейстер Анастасия Титович, а в процессе создания программы к соавторству подключились режиссер Анатолий Соловьяненко, дирижер Алла Кульбаба, а также концертмейстеры Константин Фесенко и Светлана Орлюк.

В концерте 3 июля кроме басов выступили их коллеги — солисты театра — Сусанна Чахоян, Алла Родина, Мария Березовская, Иван Пономаренко и Андрей Романенко. После программы мы встретились с одним из участников трио — басом Сергеем Ковниром. Этот артист за десять лет работы солистом Национальной оперы перепел практически весь басовый репертуар, получил почетное звание «Заслуженный артист Украины».

Его мощный, уверенный и тембрально насыщенный голос в сочетании с голливудской внешностью и сдержанным артистизмом всегда берет в плен слушателей. Ковнир начинал свой творческий путь с небольших партий, а работоспособность, умноженная на врожденный талант и любовь к избранной профессии, дала хороший результат. Мощный потенциал вокалиста разглядела в Сергее его педагог — легендарная Евгения Мирошниченко, и очень скоро Ковнир вошел в когорту исполнителей центральных партий, и не только на киевской сцене, но и на многих оперных площадках мира, среди которых Михайловский театр в Санкт-Петербурге, Рижская и Казанская опера, прославленная сцена Зальцбургского фестиваля.

Простой перечень исполненных Сергеем Ковниром партий дает полное представление о диапазоне его вокальных возможностей, о способности к перевоплощению, но убедительнее всего будет назвать те, которые составляют настоящую басовую антологию: Собакин и Малюта Скуратов в «Царской невесте», царь Салтан в «Сказке о царе Салтане» М. Римского-Корсакова, Пимен в «Борисе Годунове» М. Мусоргского, Гремин в «Евгении Онегине», король Рене в «Иоланте» П. Чайковского, Старый цыган в «Алеко» С. Рахманинова, дон Базилио в «Севильском цирюльнике» Дж. Россини, Тимур в «Турандот» Дж. Пуччини, Спарафучиле в «Аиде», Банко в «Макбете», Фернандо в «Трубадуре», Филипп II в «Дон Карлосе» Дж. Верди, Альвизе в «Джоконде» А. Понкъелли, Оровезе в «Норме» В. Беллини, Раймондо в «Лючии ди Ламмермур» Г. Доницетти, Командор в «Дон Жуане» В. А. Моцарта. Кроме оперных он поет партии баса в сложных вокально-симфонических произведениях: Четырнадцатой симфонии Д. Шостаковича, в Реквиемах Дж. Верди и В. А. Моцарта. В каждой из них певец добивается вокального и актерского совершенства, которым он обязан Константину Фесенко, с которым работает с первого же дня работы в театре.

Сергей закончил Национальную музыкальную академию Украины им. П. И. Чайковского в 2006 году, но в театре пел уже после третьего курса, а до этого еще успел поработать год солистом Дома органной музыки в Днепропетровске, в Киевском Государственном академическом музыкальном театре для детей и юношества. На протяжении всего обучения в консерватории, кажется, он постоянно еще где-то выступал. Сергей — лауреат множества конкурсов: «Голос Украины» (Киев, 2001), Международного музыкального конкурса им. Н. Лысенко (Киев, 2002, ІІІ премия), Всеукраинского конкурса-обзора по программе «Новые имена Украины» (2002), Всероссийского конкурса оперных певцов «Санкт-Петербург» (2003, I премия), Международного конкурса вокалистов им. Б. Гмыри (Киев, 2004, I премия и Золотая медаль), Всеукраинского конкурса молодых исполнителей «Юность Днепра» (Днепропетровск, 2004, ІІ премия), Международного конкурса оперных певцов Г. Вишневской (Москва, 2007, ІІІ премия).

А родился певец в простой рабочей семье, в Днепропетровске, окончил музыкальную школу по классу баяна, даже начал осваивать в профессионально-техническом училище профессию газоэлектросварщика, и все же по зову судьбы поступил в музыкальное училище на вокальный факультет к Николаю Герасименко. Этот педагог, лауреат Международного конкурса в Тулузе, который стажировался в театре Ла Скала, и дал своему ученику путевку в профессиональную жизнь. Потом Сергей окончил Киевскую консерваторию.

По-разному складывалась творческая судьба молодого певца в театре, были периоды взлетов и простоев, но он никогда не сидел, сложа руки. Много ездил, пел в других театрах.

Ковнир неоднократно принимал участие во всемирно-известных Шаляпинских фестивалях. В течение последних четырех лет на этой сцене Сергей Ковнир спел партии, о которых только мечтал: Пимена в «Борисе Годунове», Феррандо в «Трубадуре», Раймондо в «Лючии ди Ламмермур», Бонзы в «Мадам Баттерфлай», Спарафучиле в «Риголетто», Гремина в «Евгении Онегине». На эту последнюю партию его приглашали и в Михайловский театр, и в Ригу. Приятно, что между певцами существует не только конкуренция, но и взаимопомощь. Так, в Казань Сергей попал благодаря рекомендации коллеги по киевской сцене Тараса Штонды, а теперь, когда стал там желанным гостем, и сам рекомендует своих коллег на постановки: Дмитрия Кузьмина, который блестяще выступил в партии Ленского, а также спел Самозванца в «Годунове», Аллу Родину, исполнившую Виолетту в «Травиате», которой дирижировала наша же Алла Кульбаба...

Последние два года и на родной сцене Сергей Ковнир работал напряженно и плодотворно. Он блестяще исполнил партии короля Рене в «Иоланте» и Филиппа ІІ в «Доне Карлосе», приближается к заветной мечте каждого баса — оттачивает партию Бориса Годунова в надежде на то, что в следующем сезоне вынесет ее на суд публики. Особой страницей в биографии артиста стало участие в творческом проекте «Трио басов», что значительно расширило аудиторию его поклонников. Летом Ковнир вместе с коллегами Штондой и Магерой хотят подготовить новые номера к концерту басов. А последняя программа вокалистов стала одной из самых ярких страниц 145-го театрального сезона Национальной оперы. Бывает ли дружба среди артистов, когда каждый считает себя звездой? «Да», — говорят участники «Трио басов», поддерживая друг друга на сцене, а их соперничество лишь придает колорит на выступлениях.

Лариса ТАРАСЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ