Перейти к основному содержанию

«Композитор — тоже человек!»

В Киевском институте музыки им. Р. Глиера выпустили сборник «Веселое музыковедение. Из музыковедческих маргиналий»
19 ноября, 17:43

Автор идеи и редакторсоставитель книги профессор НМАУ им. П. Чайковского Елена Зинькевич, вероятно, предвидела, что издание будет иметь двойной эффект. С одной стороны, здесь превращаются из небожителей в людей композиторы-классики, и хочется заново переслушать всю хрестоматийную музыкальную литературу. А с другой — книга «приземляет», в хорошем смысле, и самих ее авторов, именитых (преимущественно киевских) музыковедов с учеными степенями. Они сразу кажутся другими — веселыми, добрыми, безгранично остроумными людьми, а не строгими и требовательными, как во время семинаров и зачетов. А еще этот музыковедческий сборник, кроме того что познавательный, — полезен для здоровья. Потому что смех, как утверждают философы, лечит сердце и душу.

Все началось с ежегодных первоапрельских конференций на кафедре этносов Украины и музыкальной критики НМАУ, которую возглавляет Е. С. Зинькевич. На каждом симпозиуме обсуждали ту или иную тему в юмористическом ключе: «Композитор тоже человек», «Как слушать и понимать музыку», «Зоопространство музыки», «Музыка о вкусной и здоровой еде», «Композитор и гендер», «Другая история музыки», «Враги и друзья в жизни и творчестве музыкантов», «Эти мерзкие либретто...», «Музыковед — это звучит!». Эти темы и дали названия разделам будущего сборника, а тексты докладов стали материалом статей.

В книге объединено несколько жанров и традиций. Основой являются научные тексты. Формально сохранены все позиции научного аппарата (объект, предмет, постановка вопроса, актуальность и т. др.), есть обязательные сноски на источники и литературу, примечания. Но по содержанию это — другая наука! Вслушайтесь в названия статей: «Козлы и козы в семантике оперного текста», «Еда как зеркало культуры», «Дискриминация женщин в русской опере», «Клубничка-ягодка»: куртуазная символика в опере Римского-Корсакова «Снегурочка».

Например, Ольга Соломонова в статье «Был ли сыт Мусоргский?» рассуждает о последствиях... хронического недоедания композитора, что, судя по всему, является правдой. Автор анализирует письма Мусоргского и замечает интересную деталь: описывая собственный творческий процесс, композитор часто сравнивает его с процессом поглощения пищи. Например, о работе над «Хованщиной»: «Хорошая вещь варится, да, пожалуй, вместо мужицких серых щей выйдет суп. Чего не бывает на всероссийской кухне!».

Елена Дьячкова виртуозно адаптирует в рамках музыковедения метод Вуди Аллена. Американский режиссер убежден, что для понимания музыки человеку необходимо: «Первое — знать место рождения композитора и второе — отличить рондо от скерцо, подтвердив это умение соответствующими поступками...». На примере анализа Второй из Трех миниатюр для скрипки и фортепиано Кшиштофа Пендерецкого исследователь приходит к выводу, что Пендерецкий коварно пошутил со слушателем. Композитор «спрятал» в организованной по принципу рондо авангардной пьесе народный напев, более того — сделал то же самое во второй части цикла, которая по классической традиции — медленная. Поэтому вот она — двойная скерцозная аллюзия. В то время как песенный «след» в музыке Пендерецкого — дополнительная информация для размышлений музыковедов, занимающихся творчеством композиторов, рожденных Польше.

Может показаться, что это — альтернативное музыковедение. Нет, оно просто веселое и легкое. И если говорить о традициях, то без остроумных литературоведческих студий Шкловского и Тинянова, а за ними и Вайля с Генисом, авторов популярного «антиучебника» по литературе «Уроки изысканной словесности», — никак.

Кроме научных текстов, здесь есть и литературная пародия, которая изобилует целым набором жанров: сонет, верлибр, поэма, пьеса, парафраз. Тексты напоминают консерваторные капустники.

Еще один пласт — фольклор. Помните популярную серию «Музыканты смеются»? Еще в конце 1960-х музыковед Антон Муха написал одноименную книгу, которая стала бестселлером. Так вот, в «Веселое музыковедение» попал, в основном, студенческий фольклор (не зря все авторы — преподаватели). Здесь можно прочитать, например, что Шопен имел любовные отношения с известным литератором по имени Жорж, но Жорж — женщина, которая носила мужской наряд; что сурок — это музыкальный инструмент, с которым Бетховен никогда не расставался, и потому написал песню об этом...

Книга с картинками! А значит, как сказала бы Алиса Керрола, в ней есть смысл. «Алиса в зазеркалье» вспомнилась неслучайно. Внимательный читатель заметит, что изображенные на обложке портреты классиков взяты с обложки школьного учебника музлитературы Прохоровой. Но здесь их не узнать (приложил руку музыковед из Одессы Сергей Шип, известный и как мастер карикатуры): они улыбаются! Этот сборник — своеобразное зазеркалье украинского музыковедения. Заглянуть сюда полезно хотя бы для того, чтобы убедиться: музыковедение — это наука, создаваемая одними веселыми людьми для других.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать