«Кому — комедия, кому — трагедия ...»
В столице состоялись гастроли Волынского театра им. Т. Шевченко
В столице состоялись гастроли Волынского театра им. Т. Шевченко. Сейчас конфликт в коллективе (см. «День» №50) привел к тому, что кресло художественного руководителя пустое ...
Волыняне показали две комедии «За двумя зайцами» М. Старицкого — И. Нечуй-Левицкого и «Укрощение строптивой» Шекспира и собрали почти полный зал в Театре им. Леси Украинки. Киевские зрители уже стали привыкать к этому коллективу, потому что за последние два года он приезжал трижды.
ПОЖИЛОЙ ПИЖОН И ... КРАСАВИЦА
Несмотря на то, что спектакли давно уже не премьерные, они остаются выигрышными благодаря интересу публики к этому материалу. Текст Шекспира, правда, «украсили» признаками современных реалий (вроде «Не в «Ашане» куплено»), но импровизация оживляет действие. Образы Прони, Голохвастова, Секлиты Лымарихи из «Зайцев» давно стали едва ли не архетипическими. Однако трактовка главных персонажей не шаблонная. Здесь Проня (София Онищук-Коць) — красавица в роскошных платьях; Свирид Петрович (Александр Якимчук) — пожилой пижон, для которого брак — последний шанс разбогатеть. Галя (Людмила Натанчук) с длинной косой и в украинском наряде (художник — Богдана Бочкай), но она влюбляется в Голохвастова, и никакой Степан ей не нужен. Здесь есть и alter ego Прони — Солистка оркестра в ресторане (Лариса Пивачук), которая подстрекает главную героиню на покупку того самого пресловутого ужасного чепчика для матери, на «разгаваривание по-русски», на завывание романса «Очи черные». Вместе с тем, образы Прокопа Свиридовича Серко (Анатолий Романюк) и Евдокии Филипповны (Лариса Зеленова) как-то особенно трогательно выглядит: на протяжении всего действия Прокоп Свиридович, слыша колокола к вечерней, все как-то не может собраться, а в финале уходит, потому что страдания часто обращают к Богу ...
«ВОЛЫНСКИЙ ТЕАТР — НЕ ЗАЧУХАННОЕ БОЛОТО»
Спектакли «За двумя зайцами» и «Укрощение строптивой» поставил Петр Ластивка, до недавнего времени — художественный руководитель Волынского театра («День» №50 за 23 марта писал о конфликте между ним и администрацией с коллективом). Для более полной картины следует предоставить слово теперь уже бывшему руководителю театра. «Именно мое вмешательство в финансовые злоупотребления директором и администрацией и привели к инсинуации против меня», — утверждает Петр Петрович. А собрание, на котором ему выразили недоверие, считает нелегитимным и противоречащим законодательству Украины. Против П. Ластивки первыми выступили те, кого он просил перейти на полставки, пенсионеры, и кто нарушал трудовую дисциплину. «Меня обвиняли в том, что я хам — что это означает, в чем это проявляется? В том, что ругаю непутевых актеров, которые опаздывают на репетиции? Да, ругаю, потому систематическое нарушение дисциплины является неуважением к режиссеру, театру и профессии. В том, что я делаю замечания? Но если актер постоянно забывает текст и мизансцены, как я могу не делать замечания? У меня такая профессия — делать замечания», — подчеркивает Петр ЛАСТИВКА.
Также были обвинения в «отмывании» денег, и в то же время никто ничего просто не смог доказать. Все это «выдали» на телевидение, которое пригласили на собрание. «Там есть прямое вмешательство в мои личные семейные дела, — продолжает Петр Петрович. — Есть клевета, всколыхнувшая коллектив, который стал против меня голосовать. Я не подписывал ни одного финансового документа, но, да — настаивал, что нужно купить и то, и другое, и то, что должно быть в театре. И многое было куплено, благодаря чему Волынский театр — не зачуханное болото».
— Для меня было важно, чтобы театр поехал на фестиваль «Славянские театральные встречи» в Чернигов, на гастроли в Киев. Если против меня проголосовали 80 человек — правда, не знаю, как считали голоса, и не уверен, что актеры именно так проголосовали — я не считаю нужным навязывать себя, если люди не хотят со мной работать. Я написал заявление и ухожу из театра, — говорит Ластивка. — Как бы меня не упрекали, но я работал на театр, на его развитие. Во время моей каденции произошло много гастрольных поездок, на которых театр не просто выходил «в ноль», а зарабатывал деньги. На спектаклях были аншлаги. Театр — это не только помещение. Это состояние души. Это не только любовь к себе, но и любовь и уважение к другим, понимание других.
Я пытался воспитывать коллектив, «подтягивая» его к лучшим образцам, чтобы он всегда был в тонусе. Театр построен на том, что на «телеге» сидит много людей, а в оглобли прицеплены одна или пара лошадей, которые все тянут. И когда одна лошадь начинает ходить налево, вторая делает то же самое, они путаются и вместе с этой телегой опрокидываются. Я желаю театру, чтобы они не перевернулись и не растащили эту телегу по своим дворам ... »
ЧТО ДАЛЬШЕ?
Режиссер П. Ластивка собирается «сделать в Луцке новый театр всем на радость. Уже начал набирать труппу. Многие люди согласилось со мной работать. Помещение есть».
Что касается планов театра — полной ясности нет. Директор Анатолий Глыва только сказал, что, согласно действующему законодательству, должен быть объявлен конкурс на замещение вакантной должности художественного руководителя. Сейчас ситуация в подвешенном состоянии. Ее можно описать, перефразируя жанр спектакля «Укрощение строптивой»: «Кому — комедия, кому — трагедия, а вообще — драма» ...
Section
Культура