Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Кони Довженко вошли в... Южную Корею

В Сеуле проходит ретроспектива фильмов одного из гениев украинства Александра Довженко
10 июня, 11:59
КАДР ИЗ ЛЕГЕНДАРНОГО ДОВЖЕНКОВСКОГО ФИЛЬМА «ЗЕМЛЯ» / ФОТО С САЙТА STARKIEV.COM

Мне повезло — я побывал в Корее. Все переспрашивают: в какой? Отвечаю: Южной. Благодаря Довженко и моему коллеге, профессору Хонгу Санг Ву. Именно он предложил мне устроить ретроспективу украинского киноклассика в Синематеке Сеула и прочитать несколько лекций о нем в Университете Кенсан корейского города Диджу.

«ПОЧЕМУ ТАК МНОГО НЕБА?»

Профессор Хонг — русист, специалист по русскому языку и литературе. А еще изучает советское кино, российское главным образом. С недавних пор начал активно интересоваться нашим кино. Естественно, первым предстал Довженко...

Корейские студенты во многом напоминают наших, украинских. Прежде всего — своей привязанностью к смартфонам и им подобным творениям: идут по улице, уставившись в ту коробочку, будто там невесть что. Много красивых и достаточно раскованных девушек — тоже украинский пейзаж напоминает. Однако на лекциях, занятиях никаких отвлечений — доброжелательное внимание, сконцентрированность на том, что говорит лектор. В финале лекции — несколько вопросов. Это немного удивляет их профессора: «Обычно, — объясняет, — они скромны и вопросы не ставят. Значит, заинтересовало».

Жил я в гостевом доме в университетском городке. Одна из примет тамошней жизни — никаких тебе вахтеров или охранников. Никаких! Так везде, объясняет Хонг. Ни в государственных заведениях, ни в частных. Мы вместе вспоминаем Москву, где на каждом шагу встретишь либо полицейчкого, либо охранников. Да и в Киеве их хоть и меньше, а все же немало. Потому что война, потому что криминал... Однако же и в Южной Корее северный сосед выглядит угрожающе. А видите, как!

Переезжаем в столичный Сеул и — ой-ой — удивительное сочетание небоскребов, наподобие нью-йоркских, и старокорейской архитектуры. Которая выглядит некими элегантными вкраплениями в модерновые домовые композиции. Посреди города — помещение Синематеки, с ее гостеприимным программным директором Кимом Сеонгуком (он не только историк кино, но и один из ведущих кинокритиков страны).

Здесь показывают киноклассику и новое арт-хаузное кино. Афиша ретроспективы Довженко рядом с другой — она призывает познакомиться с последним фильмом российского режиссера Александра Сокурова «Франкофония». Сокурова (компьютер пытается внести правку — «Сакуров», от сакуры; вот оно откуда, вот это родство) в Корее любят, потому что есть за что. Признаюсь: и я люблю Сокурова — и за выдающийся талант, и за его позицию относительно Украины, мудрую и рассудительную.

Открытие ретроспективы. Короткое слово Кима Сеонгука, первого секретаря нашего посольства Тараса Федункива и мое. Затем фильм «Земля», предоставленный Национальным центром Александра Довженко — с обновленными (наконец!) украинскими титрами и музыкальным сопровождением известной группы «ДахаБраха». Спрашиваю у пана Кима, какой длительности должна быть моя лекция по завершении показа? Ответ: полтора-два часа. Хм, о Довженко я могу говорить и пять часов, однако выдержит ли публика такой марафон? Решаю: буду следить за аудиторией, если начнет разбегаться — я и закончу свой спич.

Лекция длилась два часа, почти все остались и слушали очень внимательно. Потом еще час вопросов — один мудрее другого. Что значит синематечная публика, воспитанная и заточенная на серьезное, вдумчивое, непоспешное осмысление увиденного на экране.

Под занавес звучали комплименты в мой адрес, которые не стану воспроизводить. Самые приятные — из уст Ким Хе Тека, директора института славяноведения Хангукского университета и Елены Шегель, завкафедрой украиноведения того же университета (это в Сеуле). Представьте себе, есть в Корее кафедра украиноведения! Учится 80 студентов! Только нет у них практически ни одного фильма на украинском языке. Договорились с пани Еленой встретиться — в Киеве, поможем фильмами.

Один из вопросов из зала: «А почему у Довженко в фильме так много коней, коров, скота? И в то же время так много неба»? Мой ответ, сжато: Потому что таков украинский Космос. В нем всего много...

Директора Кима разговор очевидно вдохновил — потому что уже на следующий день мы заговорили с ним о следующем шаге, о следующей украинской киноретроспективе. Дай-то, Боже!

БЛЕСК ДОРОГ УБИВАЕТ ОБРАЗЫ ДУРАКОВ

А как в Южной Корее с собственным кино? Даже украинские синефилы в основном далее имени кинорежиссера Ким Ки Дука (к нему отношение в Корее в основном ироничное) не пойдут. Однако же есть плеяда блестящих режиссеров — им. Квон Тхек («Штрихи огня»), Чан Чхун Хван («Спасти зеленую планету»), Пак Чхан Ук («Сочувствие господину Месть») и другие, чьи фильмы завоевывали призы самых крупных мировых фестивалей.

 Но главное — их смотрят сами корейцы. К примеру, недавняя лента «Трон» («Садо») режиссера Ли Джун Ика. Историческая лента вышла в национальный прокат осенью прошлого года. За два месяца ее посмотрели 6,2 миллиона корейцев, в кассы поступило 43 миллиона долларов. Сравните с прокатными показателями украинских фильмов — две, пять, десять (это уже много, почти триумф) тысяч проданных билетов. Нет у нас киноиндустрии, господа, и это слишком досадный факт, с этим нужно что-то делать. 

Вообще могу сделать простой вывод: вся жизнь корейская, прежде всего вся экономическая жизнь выстроена таким образом, чтобы поддерживать свое и своих. На улицах и дорогах автомобили где-то на 80% свои, корейские. Автобусы — только отечественного производства; роскошные, надо сказать, и на удивление удобные для пассажиров, нигде таких не видел. В ресторанах с корейской кухней в меню исключительно отечественное пиво и другие алкогольные напитки. Хотите иностранное — идите в магазин, а здесь будьте корейским патриотом. Впрочем, качество всех продуктов непременно высоко, это и является самой патриотической агитацией.

А дороги какие! Я проехал полстраны — ни одного метра чего-то негладкого, невылизанного. Я спросил у профессора Хонга (ему 52 года), видел ли он когда-то плохие дороги в Корее? В детстве хотя бы. Он с минуту пытался вспомнить что-то подобное. Не вспомнил. Мой вывод: значит и с дураками у них не сложилось. Нет у них этой российско-малорусской беды, дорог плохих и дураков красивых. Не всем так везет, как нам.

ПЛАТНО/БЕСПЛАТНО

Хонг чаще всего повторял: «У нас в Корее это бесплатно».

К примеру, усаживаемся за стол в ресторане. И сразу на столе появляется графинчик воды, родниковой и холодной. «Это бесплатно!» — очередной раз радостно подчеркивает пан профессор. И объясняет, каким шоком для него в России (он профессор-русист и хорошо знает российские реалии) является то, что за воду нужно платить. Я стыдливо опускаю глаза, вспоминая, сколько правят за стакан воды на нашем Крещатике...

Бесплатные и туалеты. Притом они, как и на Западе, сверкают и пахнут парфюмно. Притом их много; где бы вы ни были: крутнул головой — и вот же, неподалеку. По латыни надпись такая же, как и на корейском (это везде, кстати). Да еще и учитывают особенности физиологии — для женщин больше туалетов, для мужчин меньше. Следовательно, вы не увидите привычных у нас нервных женских очередей в место «мытья рук».

И бесплатный также вход в абсолютное большинство музеев. Был я в Музее города Джиджу, и уже на выходе меня позвали к чайному столу. Я вопросительно взглянул на своего спутника, аспиранта Ли. Тот выяснил быстро: это бесплатно, группа женщин каждую среду устраивает вот такое угощение музейное...

В другом музее я быстро агитирую сфотографироваться с девушками (еще и мальчишка затесался, я его только на фото обнаружил), красиво и разноцветно одетыми (им выдают те одежды — бесплатно, чтобы вы не сомневались! — и они украшают музейное пространство). «Бесплатно, бесплатно!» — в очередной раз позвали Хонг и Ли. Я и сфотографировался...

 Однако не всегда корейские девушки были такими благосклонными к чужестранцам. В том же музее Джиджу есть мемориальный камень, из которого в конце XVI века бросилась в воду девушка по имени Уитам. Бросилась и была там, потянула за собой японского офицера-завоевателя. Он там до сих пор купается — бесплатно, разумеется.

О ГАСТРОНОМИЧЕСКОМ

Ресторанов и кафе в Южной Корее немеряно! В основном кухня корейская (есть, конечно, и японская или европейская). Одна из особенностей корейского кулинарного обряда — обед или ужин состоит из 25—30, а то и больше, блюд. Ясно, что это некие кулинарные композиции, которые и заказываются одним «махом». Блюда эти подаются в небольших тарелочках, количественно это маленькие порции. Почти обязательно подается рис в металлической посудинке, лапша, которую есть европейцу не так просто (вылавливая из супа).

Я спросил: неужели и дома готовят 25 и более блюд? Нет, дома обычно 5—6, рис является обязательным, насколько я понял, компонентом.

Во многих ресторанах столы оборудованы плитой, на которую ставится сковорода, в нее засыпается набор продуктов (главным образом овощи и мясо), и на ваших глазах все это нагревается-жарится. Все, кстати, подается и готовится за считанные минуты, никакой тягомотины, как это случается у нас...

 Водка и пиво корейского производства. Градус такого алкоголя 17—19, мой организм ни разу даже не содрогнулся, не заметил этого градуса.

По выходным дням корейцы посещают рестораны всей семьей, даже наименьшие дети являются участниками похода. Еда калорийная, однако в основе морепродукты и овощи, хлеба и выпечек нет. Итак, не удивительно, что встретить толстого корейца или кореянку на улице — большое чудо.

Спасибо, Корея! Я полюбил тебя и твоих людей. Хочется, чтобы корейцы пришли в Украину — не только автомобилями, но и своими фильмами (неосведомленные мы с тамошним кино), своей великой культурой...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать