Конкурс памяти Владимира Горовица состоится. Но — через год
Юрий ЗИЛЬБЕРМАН: «Само имя величайшего пианиста ХХ века столь притягательно, что молодые музыканты Земли всегда будут стремиться к нам!»«День» попросил Президента Международного благотворительного фонда конкурса Владимира Горовица, генерального директора Международного конкурса молодых пианистов памяти Владимира Горовица разъяснить ситуацию. Дело в том, что юбилейный X Международный конкурс молодых пианистов памяти Владимира Горовица (средняя и старшая группы) должен был состояться еще в 2014 году, но события на Майдане внесли коррективы, и это творческое соревнование перенесли на нынешнюю весну. На днях (на сайте horowitzv.org) появилась сообщение, что Конкурс отменятся. Да, времена сегодня трудные и фактически наша страна находится в состоянии войны, у государства нет средств проводить масштабные международные акции... У Юрия Абрамовича была идея перенести это музсоревнование в Грузию, Италию или в Германию. Как решается этот вопрос?
— Может, пока политическая ситуация в Украине стабилизируется, стоит внести изменение в положение о Конкурсе и сделать его не привязанным к конкретному месту — Киеву?
— В прошедшем, 2014 г. Х Конкурс был перенесен на апрель 2015 г. действительно из-за того, что в центре города было множество палаток и проход от метро «Крещатик» к Национальной филармонии Украины представлял трудность для иностранцев (а допущено к конкурсу было 64 участника из 26 стран мира). Прежде всего, вопрос переноса конкурса был обговорен в Департаменте культуры города и Министерстве культуры Украины. Понимая причину беспокойства Дирекции конкурса, оба ведомства однозначно были за перенос конкурса на год. Затем Дирекция конкурса обратилась к руководству Всемирной федерации международных музыкальных конкурсов с просьбой рассмотреть возможность перенесения его проведения на один год, то есть на апрель 2015 года.
Нужно объяснить, что перенос конкурса-члена Всемирной федерации по Уставу обсуждается Советом и принимается лишь в том случае, если во время, на которое переносится конкурс, в ближайших к нему странах нет музыкального конкурса такой же номинации (в нашем случае — фортепиано). Нам, то есть, Дирекции Международного конкурса молодых пианистов памяти Владимира Горовица, повезло: в 2015 г. проводится много престижных фортепианных конкурсов Королевы Елизаветы в Брюсселе (Бельгия), Ферруччо Бузони в Больцано (Италия), Л. Бетховена в Бонне (ФРГ), Шотландский конкурс пианистов в Глазго, Хамаматцу в Японии, Паломы О’Ши в Сантандере (Испания), Клары Хаскил в Швейцарии, Ф. Шопена в Варшаве (Польша), Мельбурнский конкурс пианистов в Австралии, П. Чайковского в Москве. Но все они (!) не «попадают» в апрель, потому ответ Всемирной федерации был положительным. Наступил декабрь 2014 г. и нужно было решать: сумеем ли мы провести конкурс в апреле 2015 года. Как мы все помним, еще осенью события воспринимались несколько иначе, и казалось, что все неприятности окончатся еще до зимы. Но...
Уже сейчас ясно, что полноценное проведение Международного конкурса просто не возможно по многим причинам. Так думают и в Департаменте культуры города и в Министерстве культуры Украины. 16 февраля я получил ответ Генерального секретаря Всемирной федерации международных музыкальных конкурсов Марианны Гренвиг на мой запрос относительно повторного переноса конкурса В. Горовица. Совет федерации вновь разрешил перенос конкурса, учитывая сложную обстановку в нашей стране.
Что же касается вопроса о проведении конкурса не в Киеве. То одноразово можно было бы заменить город или страну проведения, но будем все-таки последовательны: Конкурс памяти величайшего пианиста всех времен Владимира Горовица может проводиться либо в Киеве, где он родился, учился, где расцвел его гений, либо в Нью-Йорке, где он прожил 49 лет до самой смерти.
— Двухлетняя пауза может навредить такому почетному Конкурсу, входящего в федерацию WFIMC? С одной стороны, о нем забывают пианисты, а с другой, репутация, как престижного музыкального соревнования, тоже страдает, т.к. участники опасаются ехать в страну, где нестабильная ситуация?
— Мы обговаривали этот вопрос с предыдущим министром культуры Украины Евгением Нищуком. Просматривая веб-сайты министерств иностранных дел разных стран мира, действительно наталкиваешься на рекомендации гражданам этих стран «пересмотреть свои планы путешествий, если они связаны с Украиной». Наверное, возможны, были бы отказы со стороны участников...
Но, поверьте, не только в этом причины. Конкурс Владимира Горовица — это ведь еще и праздник! Это праздник музыки! Юности! Вдохновения! Таланта! Ну какой в нынешнее время может быть праздник?
А уж относительно «забывания о нем» — не стоит даже говорить об этом! Телефон и электронная почта у нас всегда «раскалены». Приедут! Обязательно приедут. Само имя величайшего пианиста ХХ века столь притягательно, что молодые музыканты Земли всегда будут стремиться к нам!
— Конкурс памяти В. Горовица могут исключить из членов Всемирной федерации международных музыкальных конкурсов (WFIMC)? Если мы потеряем такой престижный бренд, то, на ваш взгляд, сколько времени придется его восстанавливать?
— Наверное, много лет. Ведь Конкурс В. Горовица подавал заявки на вступление во Всемирную федерацию с 1996 года, а Генеральная Ассамблея федерации приняла конкурс в члены федерации только в 2004 году. Восемь лет (!) нам отказывали. Следует отметить, что заявки на вступление в федерацию рассматриваются после тщательного изучения документов тремя, назначенными Ассамблеей экспертами, затем они дают заключения: соответствует ли конкурс — заявитель требованиям Устава Федерации. И только после этого, вопрос выносится на Генеральную Ассамблею. Да и там, если будет хоть один голос против, — не примут. Всемирная федерация — институт элитарных конкурсов. Видите ли, сегодня в мире сотни тысяч конкурсов, только у нас (в Украине) — тысячи! В каждой музыкальной школе, в каждом клубе, на каждом канале ТВ.
Всемирная федерация для того и существует, чтобы сохранять «чистоту» подлинного музыкального состязания, чтобы исключить коммерческий характер конкурсов-однодневок, чтобы выводить по-настоящему талантливых музыкантов в концертный мир, чтобы исключить предвзятость, рекламность, поверхностность, ложь, конъюнктуру, коррупцию и другие негативные качества, которыми, увы, грешат 99% мероприятий «ищущих талантов».
— Пока Дирекция Конкурса планирует проведение в апреле 2016 г. Международного конкурса в средней и младшей группах, а также «Горовиц — дебют». Но для конкурсантов каждый год важен!
— Да. Концепция пересмотрена. Уверяю вас, далось это с трудом. Тем не менее, мы понимаем, что мир меняется со временем. Нужно соответствовать времени...
Это к слову. На самом деле, вспомните, что на отборочных турах, которые проводились в Киеве ко второму и третьему конкурсу (1997, 1999 гг.), в младшей группе участников бывало до ста! Притом, что допускали к конкурсу — не более 25! Не забывайте, что это было еще в прошлом веке, когда престиж профессии музыканта был еще очень высок! С каждым годом маленьких пианистов становилось все меньше и меньше. Уже к концу первого десятилетия нашего века число заявок возраста от 9 до 14 лет едва достигало 20. Поэтому нами, Дирекцией конкурса, было принято решение о присоединении «средней группы» (14—19) к «младшей группе» (9—14), а «старшую группу» (16—33) проводить отдельно. Таким образом, мы будем один год слушать юных музыкантов от 9 до 19 лет, а следующий год — профессионалов от 16 до 33 лет. Думаем, что это облегчит и работу жюри, так как оценивать юношескую и профессиональную игру одновременно, представляло значительную сложность, даже для таких выдающихся пианистов, которые приглашались Конкурсом В. Горовица.
А вот относительно Ввашей фразы: «Но для конкурсантов каждый год важен!», я могу сказать, что нами было принято решение о проведении в 2016 году именно младшей и средней группы, т.к. последнее соревнование для них проводилось в 2013 году.
— Будут ли свернуты другие проекты Международного благотворительного фонда конкурса Владимира Горовица, в частности, «Летняя академия», фестивали «Виртуозы планеты» и «Киевские летние музыкальные вечера»?
— «Сворачивать» мы ничего не предполагали. Просто так случилось, что, например, «Киевские летние музыкальные вечера», то есть концерты в субботу и воскресенье в городском парке нашей столицы, которые имели более, чем столетнюю историю, вдруг оказались не нужны городской власти. А ведь на этом фестивале, продожавшемся 17 лет выступали солисты из сорока четырех стран мира, играли оркестры Киева, Чернигова, Кракова, Вены, Филадельфии; выступали хоры США, Канады, Украины, России, Франции. До сих пор получаем письма с просьбами принять солистов и ансамбли из разных стран мира. Пока вежливо переносим их выступления. А вдруг?
Одноразово можно было бы заменить город или страну проведения, но будем все-таки последовательны: Конкурс памяти величайшего пианиста всех времен Владимира Горовица может проводиться либо в Киеве, где он родился, учился, где расцвел его гений, либо в Нью-Йорке, где он прожил 49 лет до самой смерти
Что касается нашего уникального фестиваля «Виртуозы планеты», то эти действительно очень интересные события были осуществлены лишь в 2007-2010 гг., и вряд ли повторятся — уж очень нереально, а в нынешнее время почти невозможно искать спонсоров. А жаль. Пока на свете не существует ничего подобного. Ведь этот фестиваль уникален тем, что в течение двух — трех вечеров в концертах играли только победители крупнейших музыкальных конкурсов мира (только федеративных конкурсов). То есть, он как бы представлял киевлянам срез того самого яркого и талантливого, что произошло в мире за последний год.
«Летняя музыкальная Академия конкурса В. Горовица» — занятия молодежи с лучшими педагогами и концертантами не проводилась только в прошлом году. Мы надеемся, что в конце июня — начале июля этого года к нам вновь приедут (ну, может быть, иностранцев будет меньше, но ведь важнее, чтобы наши дети могли заниматься).
— Конкурс Горовица отличало то, что оргкомитет следил за своими лауреатами, поддерживал их, выпускались записи выступлений, организовывались гастроли... Неужели все это исчезнет?
— Конечно, Конкурс В. Горовица отличался тем, что наши лауреаты давали концерты во многих странах мира. Если подсчитать их количество, то становится несколько не по себе: «Неужели мы сумели все это организовать»? Видимо, сказывалось желание превзойти, хотя как раз это-то было практически невозможно. Такие конкурсы как Вэна Клайберна, Королевы Елизаветы, Конкурс пианистов в Лице и другие подобные давно имеют свой менеджмент. Лауреаты получают прекрасную возможность гастролировать по всему миру (и, скажем скромно, зарабатывать немалые суммы), а мы ведь сравнительно молодой конкурс (всего 20 лет). И все-таки, наши пианисты играли в Карнеги-холле (Нью-Йорк), во Дворце Наций (Женева), ЮНЕСКО (Париж), Аронов-центр (Цинцинатти), зале А. Корто (Париж), Большом зале Московской консерватории (Москва), Ямаха на Гинзе (Токио) и других, может быть менее известных залах Украины, Америки, Франции, Китая, Германии, Чехии, Венгрии, Италии, Финляндии, Японии, Австралии, Великобритании, Хорватии, Словакии, Израиля, Грузии, Беларуси, Греции... Всех, наверное, и не помню, назвал только те, где бывали члены моей Дирекции и сам.
В последние годы городские власти, а именно они давали нам возможность организовывать концерты лауреатов, совсем отказались от финансирования конкурса и всех мероприятий, связанных с ним (несмотря на то, что они были его учредителями). Думаю, что, если нас исключат из Всемирной федерации, то скорее по причине того, что наши победители не получают концертов. Ранее хотя бы был фестиваль «Киевские летние музыкальные вечера» и мне, хоть и с трудом, но удавалось организовывать концерты на фестивале победителей других конкурсов, тем самым, получая в обмен концерты в разных странах. Сейчас — ничего...
Посмотрим, может быть, все наладится, встанет на места, и мы вновь станем на ноги. Пока не унываем....
Выпуск газеты №:
№39, (2015)Section
Культура