Перейти к основному содержанию

Контакты в пространстве театра

В Беларуси прошел Международный молодежный форум, в котором выступали и украинские коллективы
15 апреля, 19:40
ЛУЧШИМ СПЕКТАКЛЕМ ФЕСТИВАЛЯ СТАЛА ПОСТАНОВКА «BACK IN THE USSR» НЕЗАВИСИМОГО ТЕАТРА «АРТ И ШОК» (АЛМАТЫ, КАЗАХСТАН) / ФОТО ПРЕСС-СЛУЖБЫ ФЕСТИВАЛЯ

За четыре года «М.Арт.Контакт», который придумали и организовали в Могилевском драматическом театре (директор Андрей Новиков), завоевал прочную позицию серьезного театрального события. Своеобразие форума в том, что здесь не просто смотрят спектакли, а проводятся мастер-классы корифеев театра для молодых актеров; начинающие режиссеры пробуют свои силы в постановках (в экстремальные сроки — за три-четыре дня нужно поставить мини-спектакль, инсценировать фрагменты пьес); молодежной редакцией выпускается ежедневная газета с творческой оценкой событий, а профессионалы театра делятся своими впечатлениями от спектаклей на обсуждениях и встречах с участниками форума...

Искусство театров Беларуси, России, Украины, Казахстана было представлено на «М.Арт.Контакте-2009» в достаточно пестрой программе. И если кто-то усмотрит излишнюю традиционность стилистики 1970-х годов в изложении темы спектакля по пронзительному произведению Б. Васильева «Завтра была война» Смоленского драмтеатра им. Грибоедова, то для кого-то станет поразительной откровенная форма моноспектакля из польского «А PART», в котором актриса, обнажая внутренний мир своей героини, натурально полностью обнажается на сцене.

Обращение к классике было лишь у хозяев — Могилевского драмтеатра. В искрометной комедии «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше режиссер предложил актерам реально воплотить на сцене тему «Фигаро здесь, Фигаро там!», при этом глубоко спрятав за галопирующим темпоритмом и сценографией, лишенной характерности прочтения именно этого произведения, щемящие мотивы истории любви Сюзанны и Фигаро.

Остальные спектакли форума были примерами современной драматургии и рисовали действительность весьма мрачными красками. В неприглядное будущее приглашал зрителей Московский новый драматический театр в спектакле «Зверь» М. Гиндина, В.Синакевича, в котором выжившая после глобальной катастрофы некая странная семья, уже потерявшая человеческий облик, ищет «днем с огнем» человека.

Актуальной остается тема, поднятая в спектакле «Эмигранты» С.Мрожека Минского театра «Компания». Не утрачивает злободневности диалог людей, оторванных от родины и представляющих противоположные образчики человеческой психологии. Написанная по реальным событиям пьеса «Чморик» В. Жеребцова нашла свое воплощение в харьковском «ТЕАТРЕ 19» под названием «Чмо». Не вдаваясь в психологизм зачастую трагичных будней современной армии, создатели спектакля выстроили схему типичных отношений типичных характеров, тем самым лишив эту историю «воздуха» эмоций, правды переживаний. Еще один украинский спектакль был из Киева. Творческая мастерская «Театр марионеток» показала спектакль «Сволочи» («Ночь Гельвера») И. Вилквиста. Здесь реальность времен зарождения фашизма доведена до пронзительности трагедии. Ситуация, происходящая за стенами дома, где молодчики громят евреев и дебилов, спроецирована на судьбы двух волей обстоятельств сведенных под одной крышей людей — матери и ее больного приемного сына. Актерское исполнение — на высшем градусе переживания.

Интереснейшее сценическое прочтение получила пьеса М. МакДонаха «Человек-подушка» в Екатеринбургском ТЮЗе. Творчество этого современного ирландского драматурга, в отличие от России, где он ставится много, мало известно в Украине. Его пьесы провокативны, резки, неожиданны поворотами историй, шокируют подробностями характеров персонажей. Сюжет «Человека-подушки», пересказанный несколькими фразами, вроде бы незамысловат. Писатель пишет рассказы, в которых выдумывает изощренные убийства детей, и оказывается, что в городе начинают происходить именно такие убийства. В ходе следствия выясняется, что их совершил психически нездоровый брат писателя. Но важно, как наполняется этот сюжет. Режиссер спектакля, соблюдая детективную интригу, в которой расследуется эта цепь преступлений, создает хрупкую психологическую конструкцию поиска ответов на сложнейшие философские вопросы через придуманную сказку о человеке-подушке, который может помочь умереть. Что есть добро, что есть зло? Морально ли готовить ребенка к трагизму будущей жизни? Где границы ответственности Творца за то, что им создано? Актеры работают филигранно и точно, им удается передать ощущение стиля новой драмы, неординарность авторского взгляда. Несмотря на то, что в спектакле делается акцент на мысли, что творчество — это лабиринт, из которого вряд ли можно найти выход, он позитивен по духу, потому что никого не оставит равнодушным, надо лишь постараться «считывать» не только первый его план, а «копать» поглубже. Сценический МакДонах заставит искать ответы на эти неудобные, неразрешимые вопросы о необходимости выбора, об ответственности перед теми, кто вокруг, о бессмысленности собственного зла, приумножающего всеобщее зло.

Лучшим спектаклем ІV «М.Арт.Контакта» был признан спектакль-воспоминание «Back in the USSR» Независимого театра «АРТ и ШОК» из Алматы, Казахстан. Зрители на два часа вернулись в «светлое» прошлое. О нем рассказывали три актрисы, их персонажи словно сошли с кадров кинохроники советских времен — в коричневых школьных формах, в пионерских галстуках и с комсомольскими значками одновременно. С таким же гипертрофированным пионерско-комсомольским задором они демонстрировали характерные приметы той эпохи. Структура спектакля — череда воспоминаний школьного детства и юности, в которую актрисы «погружают» зрителей, будто бы импровизационно, тут и сейчас вспоминая что-то из тех времен, когда люди внутренне подтягивались перед бюстом Ленина или проникались торжественностью момента перед фотографией «дорогого Леонида Ильича»... Удивительный спектакль получился, он восхитил возможностями талантливого сценического прочтения, пронзительной искренностью. Сколько в нем было юмора и правды о том непростом времени, жесткости и тепла, как органично и до слез правдоподобно создают актрисы свои узнаваемые образы, как сильно по художественному воздействию предложение переосмыслить прожитые годы, подивиться непохожести предыдущих и последующих поколений, разности их идеалов!

Символичным стало название последнего спектакля «М.Арт.Контакта-2009» — «Домой» Витебского национального театра им. Якуба Коласа. Конечно, у каждого театра есть свой дом, город, страна, но у нас есть еще и общее прошлое. И оно может объединить нас на одной большой театральной сцене. Хорошо, что есть места в нашем бывшем «USSR», где это можно сделать. И гостеприимный Могилев — среди них.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать