Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Королева украинской хоровой музыки

Леся Дычко будет отмечать юбилей концертом в Большом зале Национальной музыкальной академии Украины
22 октября, 10:22

25 октября состоится праздник музыки. Выдающийся украинский композитор, народная артистка Украины, лауреат Шевченковской премии и художественной премии «Киев» имени Артемия Веделя, член-корреспондент Национальной академии искусств Украины, профессор Леся Дычко будет отмечать юбилей концертом в Большом зале Национальной музыкальной академии Украины. Ведь именно это заведение является Almamater Леси Васильевны. Ровно 60 лет тому назад выпускница музыкальной десятилетки имени Н. Лысенко, Леся Дычко стала студенткой, а пять лет спустя — выпускницей Киевской консерватории, обучаясь композиторской профессии у таких метров, как Константин Данькевич и Борис Лятошинский. И уже 25-й год подряд сама учит в родном заведении талантливую молодежь.

Все важные вехи украинской культуры ХХ века и нынешнего времени невозможно представить без творчества Леси Дычко. Ее художественный путь начинался в знаковых для украинской музыки 60-х годах: среди коллег того поколения были Валентин Сильвестров, Леонид Грабовский, Евгений Станкович, Владимир Губа. Тогда молодая композитор поразила нефольклорной кантатой «Червона калина», в которой обратилась к текстам украинских песен ХV—ХVII веков. (Юные современники даже не представляют себе дерзость и смелость такого шага на то время!). В тех же 1960-х, еще студентка Леся Дычко экспериментировала балетом о творчестве художника-абстракциониста «Метаморфозы», который не допустили к дипломному экзамену с клеймом «безыдейный». Провокативно относительно влияний «импрессионистов-экспрессионистов» воспринимались также ее вокальные циклы «Пастелі» и «Енгармонійне» на поэзию Павла Тичины.

В 1970—1980-х Леся Дычко обогащает украинскую музыку собственным прочтениям давней истории и национальных традиций Украины. В центре ее творческого внимания — летопись древнего Киева на канонические тексты (оратория «И нарекошаимя Киев»), картины Екатерины Билокур (одноименный балет и «Фрески»), украинская поэзия — вокальные произведения на стихотворения Богдана-Игоря Антонича (симфония «Зеленое Евангелие»), Павла Тичины и Максима Рыльского (симфония «Ветер революции»), Бориса Олийныка (кантата «Ода музыке»)...

Эти (как и следующие) десятилетия обозначены, в первую очередь, хоровой доминантой в творчестве Леси Дычко. Именно хоровая музыка является для нее средством высказывания художественного миропонимания и жизненной философии, областью для воплощения творческих замыслов и поисков. В конце 80-х Леся Дычко взяла на себя смелость возродить давние традиции украинской литургической музыки, которые оборвались в начале ХХ в. с творчеством Николая Леонтовича, Кирилла Стеценко, Александра Кошица, Якова Яциневича, Станислава Людкевича... Литургии, созданные Лесей Дычко по всем церковным канонам богослужения, возвращали утраченный пласт музыкальной культуры. Уже в Независимой Украине впервые во Владимирском соборе с благословения Патриарха Филарета зазвучала сакральная музыка современного украинского автора (да еще и женщины!): это была Литургия № 1 Леси Дычко. Музыкальная культура благодарна ей и за представления неизвестного произведения Артемия Веделя, который нашел верный спутник по жизни и творчеству композитора, научный работник Евгений Махновец: — А. Ведель-Л. Дычко. Духовный концерт «Помолимся лицу Твоему всем сердцем» для хора и оркестра. Таким образом, духовная музыка становится неотъемлемой частью ее творчества, рядом с которым торжествуют обрядовые действа — хоровые оперы «Вертеп» и «Золотослов», кантата «Времена года», колядки.

Трудно найти в Украине певческий коллектив или ансамбль, который не исполнял бы произведения Леси Дычко. Трудно также назвать в стране и за ее пределами хоровой конкурс или фестиваль, где не принимала бы участие «хоровых дел мастер» Леся Дычко, которую шутя называют «министром хоровой культуры Украины». А известный польский композитор Ромуальд Твардовский «присвоил» ей звание «Королева украинской хоровой музыки».

«Жизнь прекрасна!», — любит повторять Леся Дычко. В ее музыке эти слова озвучены теплыми, солнечными красками. Наибольшая после музыки страсть Леси Дычко — живопись. У композитора есть собственная «галерея» музыкальной живописи, где она отмечает свои впечатления от созерцания изображений архитектурных достопримечательностей и ландшафтов, шедевров живописи. Это ее хоровые «Фрески» — «Испанские», «Французские», «Швейцарские», «Фантазии по картинам русских художников», инструментальные пейзажи — «Замки Луары», «Колокола Арагона». Зримая образность в них настолько яркая, что балетмейстеры создают на основе ее музыки хореографические картины.

Все это вы сможете увидеть и услышать «online» в юбилейном концерте Леси Дычко, в котором примут участие камерные хоры «Київ» и «Хрещатик», детские вокальные коллективы, Национальная капелла бандуристов Украины, солисты Национальной оперы и Национальной филармонии Украины, а также танцоры Творческой мастерской Аллы Рубиной (начало концерта в 19.00 — вход свободный).

«День» поздравляет Лесю Васильевну с юбилеем. Желаем здоровья, творческого вдохновения и талантливых учеников.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать