Перейти к основному содержанию

Коротко / КУЛЬТУРА

23 мая, 19:52

Великие подделки...

Бюст Юлия Цезаря, приобретенный Британским музеем в 1818 году и считавшийся античным оригиналом, сделанным при жизни Цезаря, современными методами искусствоведческого и технического анализа разоблачен как подделка. Бюст был выполнен неизвестным скульптором с таким учетом стилистики и эстетических нормативов древнеримского скульптурного портрета и так часто и повсеместно копировался, что теперь уже невозможно отделить образ римского диктатора от его поддельного изображения, отмечают news.ru со ссылкой на «Версии». Как на самом деле выглядел великий полководец, теперь мы, возможно, не узнаем никогда. Другой экспонат, портлендская ваза, до недавнего времени считалась одной из ценнейших древнеримских находок, хранящихся в Британском музее. Сейчас ее античное происхождение поставлено под сомнение. Доктор Джером Айзенберг, один из крупнейших знатоков античного искусства, заявил, что убежден в том, что портлендская ваза была создана в эпоху Возрождения. Один из главных экспонатов Музея истории Израиля — плод гранатового дерева из слоновой кости, датированный VIII веком до нашей эры, два года назад также был признан подделкой. Прежде считалось, что уникальное изделие древних мастеров служило атрибутом религиозных ритуалов в иерусалимском храме царя Соломона, разрушенном ассирийскими войсками в 586 году до нашей эры. Ученые думали, что костяной гранат был набалдашником на жезле одного из первосвященников. Об этом свидетельствовала вырезанная на изделии надпись на древнееврейском языке: «Святой дар священникам Дома Господня». Сам гранат из слоновой кости обнаружил французский археолог Андре Лемэр в антикварном магазине Иерусалима еще в конце 70-х годов прошлого века. Он изучил гранат и даже написал о нем научный труд. После краткого путешествия по рукам частных коллекционеров в 1988 году этот «единственный предмет, оставшийся от Первого храма», за 600 тыс. долларов купил Музей истории Израиля. Группа экспертов, в течение нескольких месяцев обследовавших экспонат с помощью современных технологий, пришла к выводу, что гранат действительно древний, однако надпись сделана на нем всего несколько десятков лет назад. Современной подделкой оказался и саркофаг брата Иисуса. Когда слегка поврежденный оссуарий (урна для захоронения костей умерших) с высеченным на нем именем Иакова, сына Иосифа, брата Иисуса, появился в Израиле, его владелец, израильский коллекционер, заявил, что купил его 15 лет назад у случайного торговца. Значимость находки переоценить было невозможно — ведь она оказывалась едва ли не единственным материальным свидетельством существования Иисуса Христа. Однако археологи из израильского Комитета по памятникам древности установили, что имена, высеченные на саркофаге, всего лишь современная резьба по камню. Таким же новоделом признан и храм Изобилия инков в перуанской деревне Чукито. Храм представляет собой каменный блок с многочисленными каменными скульптурами в виде фаллосов. Древние руины инков ежегодно привлекают миллионы туристов. К руинам храма Изобилия, который, как считалось, существовал уже сотни лет, съезжались, в частности, бесплодные женщины, чтобы вымолить себе потомство. Недавно специалисты установили, что этому «памятнику» от силы 12 лет. Жители Чукито собственноручно построили развалины храма и выточили каменные фаллосы в надежде привлечь в деревню как можно больше туристов.

Музей — телеплощадка

Британский музей предоставит свои знаменитые экспонаты и помещение Круглой библиотеки, в которой работали Карл Маркс и Владимир Ленин, для интеллектуальной телевизионной игры Codex. Таким образом, крупнейшее собрание Великобритании станет первым в мире музеем, открывшим двери для телешоу, отмечает lenta.ru со ссылкой на газету The Guardian. Передачу Codex готовит телеканал Channel 4. Предполагается, что каждый эпизод будет выстроен вокруг определенного периода истории, и участникам игры придется разгадывать головоломки, с ним связанные. Создатели шоу не скрывают, что идею игры-загадки им подсказал популярный роман «Код да Винчи». Первая серия Codex, уже отснятая и одобренная сотрудниками музея, посвящена знаменитой клинописной табличке, в которой содержится ассирийская версия истории Ноева ковчега. Впервые этот документ 2700-летней давности в 1872 году расшифровал сотрудник Британского музея Джордж Смит. Продюсер игры Codex Рой Акерман рассказал, что проект передачи заинтересовал другие ведущие музеи и телеканалы мира. «Мы мечтаем покорить Лувр, Каирский музей, Смитсоновский институт», — отметил Акерман. Аудиторией новой игры должны стать люди, которых «при обычных обстоятельствах не заставишь переступить музейный порог».

Секрет Конан Дойла

22 мая любители детективного жанра отметили 150-летний юбилей знаменитого писателя Артура Конан Дойла — «отца» одного из величайших сыщиков всех времен и народов — Шерлока Холмса. Конечно, сыщик этот «ненастоящий» — он существует лишь на бумаге, на экране телевизора и в нашем воображении. Но это не умаляет его талантов и любви читателей всего мира. Между тем, его создатель, Артур Конан Дойл, прожил жизнь не менее интересную и насыщенную. Биографы пишут, что он был ирландцем по национальности, англичанином по воспитанию, а по рождению — шотландцем. Воспитанием занималась, в основном, его мать, взяв за основу средневековый кодекс поведения. «Бесстрашие перед сильными, смирение перед слабыми. Быть рыцарем со всеми женщинами, невзирая на происхождение. Подавать помощь нуждающемуся, кем бы он ни был. И тому порукою — слово рыцаря» — говорят, что до конца жизни Конан Дойл неизменно придерживался этих правил. К профессии писателя он пришел не сразу. Сначала окончил Эдинбургский университет, получил ученую степень доктора медицины. Затем служил врачом на одном из судов британского флота. В англо-бурскую войну работал в госпитале, а во время египетского похода английской армии был военным корреспондентом. Под влиянием рассказов матери Дойл начал заниматься литературным творчеством. Сам писатель вспоминал: «Настоящая любовь к литературе, склонность к сочинительству идет у меня, я считаю, от матери. Если я что-нибудь и помню со времен моего раннего детства, так это ее увлекательные рассказы, которые сохраняются у меня в памяти столь живо, что заслоняют даже действительные события моего существования тех лет. Она не только была и есть удивительный рассказчик, но владела, я помню, так искусно умением понижать голос до устрашающего шепота, что у меня и теперь пробегают мурашки по коже, когда я вспоминаю об этом. Я убеждаюсь, оглядываясь на прошлое, что именно стремление воспроизвести эти рассказы детства дало толчок к развитию моей собственной фантазии». Конан Дойл писал стихи, пьесы, исторические и научно-фантастические романы. Его перу принадлежат научные труды по истории англо-бурской и Первой мировой войн. И все же в первую очередь он — создатель сыщика-любителя Шерлока Холмса. Рассказы о нем так полюбились читателям, что автор по требованию публики вынужден был «воскресить» погибшего было Холмса. А рядом с сыщиком — доктор Ватсон, от имени которого ведется повествование. Его литературная биография во многом напоминает реальную жизнь самого Артура Конан Дойла. Первый роман, который познакомил читателей с Холмсом и доктором Ватсоном — «Этюд в багровых тонах», вышедший в 1889 году. Затем были изданы знаменитые «Знак четырех», «Собака Баскервилей», «Долина ужаса», сборники рассказов «Приключения Шерлока Холмса», «Воспоминания о Шерлоке Холмсе» и др. Умер знаменитый писатель 7 июля 1930 года. На его могиле высечены слова, завещанные им лично: «Меня не поминайте с укоризной, Если увлек рассказом хоть немного, И мужа, насмотревшегося жизни, И мальчика, пред кем еще дорога...». В Лондоне организован мемориальный Музей Шерлока Холмса.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать