Перейти к основному содержанию

Коротко / КУЛЬТУРА

22 декабря, 00:00

Артистизм палиндрома

Попробуйте прочитать название книги Анатолия Мойсиенко «Віче мечів» (Киев, «Задруга», 1999) наоборот (т.е. справа налево), и вы легко заметите эффект послушности букв, которые создают чудо «саморифмования». Перед нами книга филигранных образцов палиндрома (или оборотня, или рака литерального), которая принадлежит перу современного украинского поэта и языковеда. Когда-то выдающиеся украинские художники эпохи барокко Иван Величковский и Митрофан Довгалевский много и плодотворно трудились над «штучками поэтическими» не от скуки или пресыщенности каноническим творчеством, не ради развлечения визуальной словесной игрой. Прежде всего их привлекал особый эстетический шарм, добытый из недр существования родного языка. Конечно, укротить языковую стихию, как норовистого коня, доверившись фоническому плену звукосмыслового пространства слова, не споткнувшись при этом о собственное искусство, не каждому под силу. Вероятно, поэтому между XVII-XVIII и XX веками пролегла темная пропасть в развитии палиндромного искусства. Начиная с конца семидесятых годов нашего века, стали появляться интересные и органические раки литеральные в сборниках В.Лучука, М. Мирошниченко, И.Иова, А.Перервы и А.Мойсиенко, который недавно издал свои палиндромы отдельной книгой. «Віче мечів» — это врата в роскошный сад поэтической выдумки, где «Вітражі жартів», «Леза зел», «Хата — шум у шатах», «І розум за громом оргазму зорі». Мойсиенко, как настоящий алхимик слова, не только демонстрирует рождение нового качественного вещества в виде афористических словосочетаний: «Ерот і Всесвіт оре», «Жарт — суму страж», «Муза, ритмом ты розум», но и составляет из литеральных раков целостные поэтические произведения — сонеты, демонстрируя не только поэтический талант и версификационное совершенство, но и открывая богатейшие возможности родного языка, считает литературовед Елена ЛОГВИНЕНКО .

Опьянение реггей

Весьма приятным событием для всех продвинутых поклонников музыки реггей стал концерт культовой российской группы «Комитет охраны тепла» (или «КОТ») в клубе кинотеатра «Киевская Русь». Последний раз «КОТ» выступал в Киеве более пяти лет назад. Хотя в музыкальном мире с тех пор многое изменилось, под пьянящие, чуть печальные песни лидера группы — Олди — отплясывали молодые люди, родившиеся уже после того, как эти песни были написаны, что еще раз доказывает — настоящее, живое творчество со сцены неспособен вытеснить даже самый зубастый попс, считает Дмитрий ДЕСЯТЕРИК , «День».

Скульптурные парадоксы Василия Быка

Василий Бык, выставка работ которого сейчас проходит в киевской галерее «Ирэна», — скульптор очень разный и разнообразный. Он обращается едва ли не ко всем скульптурным материалам — дереву, камню, металлу, при этом нередко подвергая их самому неожиданному «творческому эксперименту» («Зимнее настроение», «Качели любви»). Работает он и в своеобразной, очень эффектной технике, которую можно было бы назвать «металлографикой»; изображение здесь создаЮтся на медной доске — иногда кропотливым «процарапыванием» («Даная»), а иногда — осмыслением независимо возникшего узора («Портрет коалы»). На нынешней выставке почти парадоксально уживаются «Святое семейство», символическое «Пришествие» и «Катерина», «Черешенка», «Молочница», даже «Ветерок-хулиган», сообщает искусствовед Оксана ЛАМОНОВА .

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать