Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Космическая вертикаль

16 июля исполняется 125 лет со дня рождения Даниила Демуцкого
12 июля, 10:44
ФОТО C САЙТА WIKIPEDIA.ORG

Кинооператор Даниил Демуцкий (1893—1954 гг.) был простым себе гением визуальности. Следует понять одну вещь: украинское кино, по-настоящему рожденное в 1920-х (до того было что-то полулюбительское, опереточно-имитационное), когда обозначились контуры национальной государственности, основывалось прежде всего на пластике, на акцентировании космической уникальности украинского бытия. Это кино наступило во времена разрухи, после революций и войн, и следовательно, самым важным было утвердить ощущение Украины как Земли, как Космоса, Новой Гармонии. Роль Демуцкого в этих процессах невозможно переоценить...

ЖИЗНЬ. И НЕ ВСЕГДА ТВОРЧЕСТВО 

Даниил Демуцкий родился селе Охматове Киевской губернии (сейчас Уманский район Черкасской области). Его отец, Порфир Даниилович, был врачом, который практиковал по всей округе, а также известным фольклористом и музыкантом, основателем одного из первых в Украине народных хоров.

С 1903-го учился во Второй киевской гимназии, где, в частности, увлекся фотографированием. С 1911-го учился в Киевском университете — сначала на медицинском, а впоследствии на юридическом факультетах. Увлекается фотографией и достаточно быстро становится профессиональным фотографом. Любимые жанры — пейзаж и портрет. В 1921—1925-м работает в фотолаборатории при Музее антропологии и этнографии Всеукраинской Академии наук, в фотомастерской театра «Березиль». В 1925 г. переезжает в Одессу, где возглавляет фотолабораторию местной кинофабрики. С 1926-го работает кинооператором. В Одессе снял фильмы «Вася-реформатор» (вместе с Й.Роной, по сценарию А.Довженко), «Ягодка любви» (первая режиссерская работа Довженко), «Свежий ветер», «Человек из леса», «Прихоти Екатерины». Первым большим достижением Демуцкого стал фильм Георгия Стабавого «Два дня» (1927) — драма о разочаровании, о стремительных исторических переменах. А уже следующей работой было сотрудничество с Довженко в «Арсенале» (1929).

В 1929-м возвращается в Киев и начинает работать на Киевской фабрике ВУФКУ (будущей Киевской киностудии). Первым стал фильм «Земля» (вышел на экраны в 1930-м) — продолжение творческого сотрудничества с Довженко. Несмотря на агитковую историю, положенную в основу ленты, фильм подал образ гармоничной хлеборобской вселенной, который не очень предоставляется для глобальных агрессивных экспериментов. Камера Демуцкого, в частности благодаря использованию особенной оптики, монокля, позволила достичь эффекта смягченного изображения, космической первозданности. Съемка с нижних точек подчеркнула мифологическую компоненту картины — люди представали здесь в масштабе земли и неба. Пейзажи насыщены воздухом и особым лирическим светом. Эти и другие особенности фильма в итоге вытворили непреходящий шедевр украинского и мирового кино — с 1930-х гг. «Земля» неизменно зачисляется к самым большим планетарным достижениям кинокультуры.

Затем Демуцкий снимает картины «Фата моргана» и «Иван» (в соавторстве, режиссером был Довженко), а с 1935-го до 1940-го вынужден находиться в Узбекистане, в Ташкенте. То была ссылка, по абсурдному обвинению в связях с заграницей. Работал на студии документальных фильмов, занимался фотографией (в основном в жанре пейзажа). В годы войны опять Ташкент. Там снят ряд игровых фильмов, которые пользовались успехом у зрителей: «Насреддин в Бухаре» (1943), «Тахир и Зухра» (1945), «Приключения Насреддина» (1947).

С 1947-го и уже до самой смерти — в Киеве. Оператор-постановщик фильмов «Подвиг разведчика» (1947, эта работа — в содружестве с режиссером Борисом Барнетом — долгое время была абсолютным «киношлягером», любимцем массовой аудитории), «Тарас Шевченко» Игоря Савченко (1951, лучше всего удались натурные эпизоды ссылки поэта), фильм-спектакль «Калиновая роща» (1953, последняя работа мастера). Третий инфаркт окончательно подорвал здоровье оператора, он умер 7 мая 1954 г. и был похоронен на центральной аллее Байкового кладбища, в одной могиле с отцом.

ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ ЭСТЕТИКИ. И ЭТИКИ.

Таким, в коротком изложении, была жизнь Демуцкого. Его постигла участь многих украинских художников и литераторов — блестящее начало, а затем арест, сфабрикованное дело, ссылка (и то еще хорошо, не всем так «везло») в Ташкент...

Демуцкий принадлежит к поколению основателей украинской школы кинооператорства, одной из самых сильных и самых ярких, доныне, в мировом кино. Симптоматично, что уже в 1930 году появление этой школы было не просто зафиксировано, но и осмыслено — в небольшой книге «Три оператора» Николая Ушакова. Первое, на что обратил внимание Ушаков (известный русский поэт, всю жизнь прожил в Киеве), это смена поколений: «На смену довоенным операторам, которые работали в украинском кинематографе, пришли свежие кадры молодежи». И это не просто омоложение, приход новых людей — это прежде всего формирование новой эстетики, в основе которой принципиально иное визуальное мышление.

Еще до недавнего времени, писал Ушаков, основные заповеди операторства были таковы: «Ночь не должна отличаться от дня. Актер всегда должен быть освещен. Если декорации вышли темными, их нужно переснять, чтобы зрители видели, на что пошли деньги». То есть речь шла о правилах сугубо ремесленных, оператор исполнял роль «съемщика», он обеспечивал то, чтобы в кадре было все видно, в первую очередь актеры. 

До тех пор, писал Ушаков, операторы находились в тени режиссеров и актеров. Однако  роль и место оператора в ходе работы над фильмом изменились — настолько, что «невозможно точно размежевать функции  оператора и режиссера. Оператор — точь-в-точь так, как и режиссер — руководит организацией материала для съемок, он строит кадр, он распределяет свет и тень. Руководствуясь освещением, он организует и саму съемку, используя те методы и приемы, которыми он владеет (...) Слава постановщиков «Арсенала», «Земли», «Человека с киноаппаратом» и «Одиннадцатого», — писал Ушаков, — должна принадлежать не только Довженко и Вертову, но и Демуцкому и Кауфману». Собственно, творчеству названных операторов, а также Алексею Калюжному и посвящена книга.

Еще работая фотографом, Демуцкий открыл для себя особенные качества монокля, однолинзового объектива, который — да еще и с передержкой — позволял достичь эффекта на удивление мягкого, полуразмытого изображения в кадре, особенно в самой освещенной его части. В палитру выразительных средств оператора попали и те, которые сформировались под воздействием фильмов «Полевые лилии» (1924) американца Френсиса Диллона и «Последний человек» (1924) Фридриха Мурнау и оператора Карла Фройнда. Демуцкий позаимствовал в работе операторов названных фильмов главным образом съемку в павильонах: свет прожекторов с использованием параболических зеркал. Так, эффективнее всего в «Двух днях» отсняты ночные павильоны. «Снимая «Два дня», Демуцкий, — отмечал Ушаков, — смело распределил в темноте световые пятна, используя их для подчеркивания деталей, которые являются важными по ходу действия».

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ РЕАЛИЙ

Только в содружестве со своим ровесником Довженко Демуцкий по-настоящему находит себя. «Было решено, — повествовал Ушаков о первом настоящем успехе тандема, — что фотографика «Арсенала» должна быть сухой, жесткой и максимально насыщенной. Однако она не была доведена до той простоты, которая так характерна для кадров «Земли».

Именно в «Земле» сделан новый шаг в развитии стратегии визуализации национальных реалий. До тех пор украинское село снимали в духе примитивов: дома под крышами, «садок вишневий коло хати», грудастые женщины... Вот как воспроизводит  Ушаков визуальную поэтику фильма: «На горизонте ни домов, ни деревьев. Трактор остановился в поле. Видно только его колесо. Один тракторист стоит около колеса, второй сидит, поникнув.

Пшеница и поле. Девушка и подсолнух — и больше ничего. Основная фактура картины — земля и небо. Они сняты на панхроматическую пленку, которая сохраняет естественные оттенки цвета. Желтый подсолнух на ней выходит светлее, чем синее небо, в то время как на обычной пленке желтый цвет будет черным, а синий — белым.

Кадр оголен до последней черты возможного. Из него выброшено  все лишнее, все, что могло бы отвлечь внимание зрителя от основной идеи». Действительно, был достигнут удивительный результат. Рассказ о реализации идеи коллективизации в украинском селе отошел на второй план. А главное в картине — украинский мир как составляющая Космоса, как проявление его совершенства.

Итак, достаточно большое количество кадров наполнено воздухом, солнцем и небом, в них замечена доминация естественных, нерукотворных начал. Тем самым отрицался авангардистский пафос необходимости усовершенствования природы, в том числе человеческой. Проглядывала давняя земледельческая мифология с ее утверждением космических сил, их верховенства, их животворной красоты.

То было начало нового визуального мышления, новой философии. Ее развитие оборвали — жестоко и цинично. Однако сделанное навсегда осталось в кино — украинском и мировом.

Помним Даниила Демуцкого, почитаем отечественную школу кинооператорства!

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать