Космический логос
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20070913/4155-19-1.jpg)
В Fine-Art Gallery (г. Нью-Йорк) проходит выставка американца украинского происхождения, физика по образованию и художника-сюрреалиста по призванию Константина Чеховского.
В наше коммерческое время довольно сложно встретить человека, работающего лишь на идею и могущего по-рыцарски посвятить этому служению всю жизнь. Константин Чеховский увлекся искусством сначала как любитель, но впоследствии поднял свой профессиональный уровень до настоящего признания искусствоведами и почтенными галеристами. Выставка в Нью-Йорке предоставляет возможность увидеть полотна художника, который довольно редко продает свою космическую живопись, потому что каждое произведение для него является страницей из большой и мудрой «рукописи». Но кажется, что для художника самый дорогой признак его призвания — благодарность зрителя, открывающего в его полотнах свою собственную мечту об идеальном и гармоничном мире.
Живопись господина Чеховского сочетает свободный полет фантазии и глубокое углубление в личное подсознание. Безусловно, у его полотен есть все признаки близости к сюрреализму — творческого течения, возникшего как альтернативный поиск «настоящей реальности». Сам термин «сюрреализм» изобрел в 1917 году известный французский поэт Гийом Аполлинер. Наиболее яркие представители сюрреализма в литературе и живописи — Бретон, Супо, Массон, Миро, Дали и другие — пользовались методом «свободных ассоциаций» и «психического автоматизма». Триумф освобождения от навязанной обществом логики повседневности, доминирование скрытых желаний и фантазий, освобождение от социальных и сексуальных табу способствовали быстрой популяризации сюрреализма в первой половине ХХ столетия. Естественно, и сегодня существует немало художников, продолжающих воплощать некоторые художественные принципы, свойственные сюрреализму в различных видах искусства: кинематографе, поэзии, живописи. Однако каждый автор пытается придать своим творениям индивидуальную суперидею, а фантастичность и психологическая раскованность surra лишь помогают найти технические средства для удачного воплощения оригинального авторского замысла.
На полотнах Константина Чеховского зритель видит планеты и звезды на темном фоне необъятной Вселенной... При помощи убедительного рисунка, безупречных пропорций (что в известной степени является следствием изучения школы классиков прошлого) и изысканной колористичной гаммы художник создает собственный мир. Действие в его картинах разворачивается за границами времени и пространства, это будущее, которое мы строим в своих желаниях, стремлениях и мыслях. Свое творчество художник воспринимает как философский диалог со зрителем на актуальные проблемы поисков духовных ценностей и самоидентификации человека в современном обществе.
Преисполненные движения, энергии и света картины напоминают зрителю о том, что человек является независимо мыслящим духовным существом, имеющим большой дар — свободно выбирать свой путь. В Библии сказано: «Бог есть любовь», творческая сила человека неисчерпаема по своему потенциалу. Чеховскому близка универсальная идея «логоса», знаменующая апофеоз фундаментального единства ментальной и коммуникативной парадигм. В картине, где мастер изобразил шедевры из наследия мирового искусства, замкнутые в сферические капсулы, господствует идея взаимосвязи между индивидуальной изолированностью и общим единством на уровне концепции «логоса». В оригинальном сферическом решении нет случайностей: мир «чистых идей» всегда сосуществует рядом с нашим физическим миром, а художники, философы и ученые лишь черпают информацию из этого необъятного источника.
Именно в этом ракурсе чрезвычайно важна проблема ежедневной информационной грязи, заполняющей наш мозг благодаря усилиям коммерческих масс-медиа. Неравнодушие художника к теме информационной «зашлакованности» общества заставляет его творческую натуру попробовать создать альтернативу...
Довольно часто мы имеем свидетельство того, что потеря гармонии является следствием того, что мы отошли от курса программы своего развития. Мы не прикладываем никаких существенных усилий для того, чтобы укрепить связь с собственным внутренним миром и нашей природой, которую уже теряем. Еще в 1988 году TIME напечатал статью «Our Filthy Seas», а в следующем году — предал огласке ошеломительную научную публикацию об экологическом загрязнении всей земли. Ужасное состояние окружающей среды становится отражением безразличного отношения человека к идее единства всего, что нас непосредственно окружает. Все эти факторы тесно связаны с нашим развитием, формированием личного мировоззрения, принципов этики и эстетики. Главная задача любого искусства заключается в том, чтобы пробудить у зрителя любопытство к первоисточникам человеческой жизни, заставить хоть на мгновение задуматься, докопаться до настоящей сути и почувствовать надежду на здоровое и счастливое будущее. Творениям Константина Чеховского свойственна именно эта победная миссия, цель живописца — спроектировать такую реальность, где законы человеческого существования пребывают в гармоничном балансе.
Но фантастическое содержание его произведений базируется на совершенном изучении гуманитарных и точных наук. Художник рассказал о своей молодости: «В то время мне казалось, что физические опыты очерчивали больше перспектив для самовыражения... Дальше — больше: радиотехника, противовоздушная оборона, конкурсы, призовые места, адъюнктура, работа над диссертацией, патенты на изобретения и, наконец, собственная научная теория относительно способности некоторых смертных видеть будущее...» В процессе усовершенствования мастерства художник формирует собственный стиль, который мы называем авторской манерой. Синтез научных знаний и подсознательных мечт образовывает Вселенную Констянтина Чеховского. А на примере произведений из мирового наследия всех времен, и особенно современного постмодернистского искусства, можно убедительно доказать, что у каждого мастера есть собственный «тоннель реальности», тесно связанный с его индивидуальным мировоззрением и уровнем образования. В картинах мастера мы видим человека-победителя, преодолевающего расстояния между планетами, прекрасных хрупких женщин, достойных ренессансной кисти Боттичелли, фантастические цветы с огромными лепестками причудливой формы... Кажется, применение научных знаний и визуальных возможностей изобразительного искусства позволило господину Константину изобрести собственный живописный эквивалент идеальному будущему.
В этом ракурсе очень важно отметить тот факт, что именно сюрреализм предоставляет художнику все основания для максимального раскрытия различных граней авторского сознания. В отличие от грустных творений Пикабиа, Ернста и Миро, ужасов и призраков послевоенной живописи Сальвадора Дали, Константин Чеховский изображает совсем другой мир. Работая над картинами, художник дарит зрителю альтернативу типичной модели «ужасного, монструозного» (по изречению критика постмодернизма Маньковской), современного мира эпохи катаклизмов. У культуры, как и у всех других явлений, есть две стороны — светлая, то есть целостная, гармоничная, конструктивная, и темная — дискретная, хаотичная, деструктивная. К счастью, в мировом наследии немало примеров налаживания «программы внутреннего развития» человека средствами изобразительного искусства. Профессионально качественная живопись, насыщенная космическими ритмами и высокими идеалами, обогащает светлую сторону современной культуры. И вовсе не принципиально, к какому мотиву обращается художник, потому как на самом деле каждый раз он пишет одно-единственное метополотно. Главной смысловой доминантой этого бесконечного полотна является величие и гармония космоса и попытка обычного человека стать частью этой уравновешенной системы.
Хорошо, что одновременно с мрачными художниками- «пророками» появляется новая генерация живописцев, несущих идеи духовной победы. По мнению признанного украинского философа Сергея Крымского, «в поисках художников закладывается идея новых онтологий, раскрытие знаков и символов, образующих «духовные гены» программирования нашей жизни,.. когда дух Божий носился над водой, и было провозглашено кредо высвободиться из объятий пустоты: да будет свет!»
Но кажется, что у такого искусства космополитические корни, поэтому оно принадлежит всем, неравнодушным к прекрасному. И хотя Константин родился и получил образование в Украине (в частности — во время посещения лекций во Львовской художественной академии), сегодня его произведения экспонируют в ведущих музеях и галереях США. Необходимо отметить, что накануне выставки в галерее Нью-Йорка Чеховский провел большую персональную выставку, называвшуюся «Энергия. Пространство. Время.» в залах Национального художественного музея города Чикаго. В ближайшем будущем господин Константин хочет напечатать англо-украинский альбом-монографию с серьезными исследованиями искусствоведов, а, возможно, — и авторским текстом, о своем творческом методе и взглядах на мировое изобразительное искусство сегодняшнего дня. Между прочимым, безразличный к коммерции художник совсем не спешит продавать свои полотна, потому что преследует цель — сохранить все свои картины в пределах собственной коллекции, чтобы подарить широким массам возможность увидеть их в выставочных экспозициях вместе, как единое целое. Очень ярко характеризует Константина Чеховского и его убеждение, что «настоящий художник не отличается от других ничем, кроме дополнительного источника счастья — создавать».
Выпуск газеты №:
№155, (2007)Section
Культура