«Крестовый» поход украинской документалистики
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20021114/4209-5-3_0.jpg)
Первая новелла «Сім сльозин» снята в 1992 году на детском кладбище самим Л. Осыкой. Спустя семь лет после Чернобыля. И этим, пожалуй, все сказано. Драматичность самого материала настолько потрясает, что о художественном его воплощении думается не сразу. А между тем авторам удалось показать настоящее человеческое горе деликатно. Не с позиции стороннего наблюдателя, решившего сделать репортажное кино, но с позиции таких же, по сути, родителей. Смерть взрослого человека — трагедия, смерть ребенка — катастрофа. Авторы донесли это до зрителя, сформулировав по ходу печальную формулу. Сколько будут существовать такие кладбища, столько будет и эта боль.
Еще одна история снята о вдове актера П. Масохи, знакового актера для украинского кино, сыгравшего в одном из лучших украинских и мировых фильмов всех времен — «Земле» Александра Довженко. Муж умер, и она, спустя 13 лет, пожилая и всеми забытая, плачет на его могиле: «Забери меня к себе...». Третья новелла, давшая название всему циклу о двух еще молодых женщинах или, вернее, «жінках-мироносицях», как их назвали создатели «Вечного креста». Первая — Светлана Князева, вдова Л. Осыки, актриса, оставшаяся с двумя маленькими детьми-близняшками на руках. Вторая — супруга Бориса Брондукова Екатерина, сыгравшего, напомним, главную роль в «Каменном кресте», который сейчас прикован к инвалидному креслу и практически парализован как физически, так и душевно. Две киноисповеди, две истории несчастных и в тоже время самодостаточных в своей любви женщин.
Великолепную музыку к фильму написал композитор А. Губа, наполнивший его и без того драматичную фабулу какой-то сильнейшей поэтической энергетикой, которая не оставила равнодушным в зале никого. Таких долгих оваций Дом кинематографистов не помнил уже давно. Таких же оваций заслуживает и тот факт, что лента снята на кинопленке, что для украинского документального кино последнего времени не просто редкость, а исключение из правил. «Документальное кино на кинопленке в Украине умирало», — подчеркнул С. Трымбач. И пусть эта лента не означает его воскрешение, но подзабытое чувство гордости за украинскую документалистику в частности и отечественное кино вообще, вернулось. Сетовать остается только на то, что по телевидению «Вечный крест» скорее всего, показывать не будут. «Телевидение стало другим...», объясняют создатели фильма.
Выпуск газеты №:
№209, (2002)Section
Культура