Кричать! Звать! Но не сгорать!
10 сентября Довженко-центру исполняется 26 летНе юбилейная дата, но все же... Кстати, патрону этого заведения, Александру Довженко, в этот же день исполняется 126 лет. Все просто — именно 10 сентября 1994-го вышел в свет Указ Президента Украины «О мерах по празднованию 100-летия со дня рождения А.Довженко». Где и был пункт о создании Национального центра имени классика украинского и мирового кино...
ГОРДИЕВ КИНОУЗЕЛ РАЗРУБИЛИ ИМЕНЕМ ДОВЖЕНКО
Вообще-то, лучше было бы не делать ту налепку Довженко на фасад новой организации. Хотя бы потому, что это старая советская традиция — множить образы великих и не очень, деятелей. Сколько памятников Ленину (Свердлову, Калинину, Горькому и иже с ними), улиц и площадей, заводов и фабрик их большевистского имени было разбросано по необозримым просторам СССР!
Хотя логика в том Указе была — бюрократическая. Потому что за три года независимости никак не могли создать в Украине национальный архив игрового кино. Объясняю. Архив кино документального у нас существует давно — Центральный государственный кинофотофоноархив Украины им. Г.С. Пшеничного. А вот все игровые фильмы давно сдавались на хранение в Госфильмофонд СССР (с 1992 — России). Сдавались, кстати, только с русскоязычной фонограммой, поэтому не удивительно, что фонограммы украинские терялись.
Получалось, что новые фильмы отечественного производства сдавать было некуда (в архив сдаются не фильмы как таковые, а комплекты фильмовых материалов, это, так сказать, оригиналы, с которых и печатаются кинокопии). Надо было создать архив, но все это увязало в бюрократических преградах.
Гордиев узел решил разрубить режиссер Николай Мащенко — на тот момент гендиректор киностудии имени Довженко. Насколько я знаю, именно он был инициатором включения формообразующего пункта в президентский Указ. Ну, а чтобы это формально оправдать — архив назвали Центром, Национальным центром Александра Довженко. Хотя на самом деле речь шла о создании именно архива игрового кино, где должны храниться фильмы (прежде всего украинского производства), где должны изучать и популяризировать наследие отечественного кино.
Была здесь и своя предыстория. В 1991 году создали Госфильмофонд Украины (то, что в 1960—1980-е, а теперь и в настоящее время называется Госкино). Госкино УССР ликвидировали в 1988 году под давлением кинообщественности, которой казалось, что с ним вместе падет и оплот цензуры и государственных «киноформ». Однако быстро опомнились — ведь отрасль влили в сеть Минкультуры и там она начала тихо и отчаянно таять, как кусочек сахара в стакане чая.
Принялись бороться за восстановление отдельного органа государственного управления кинематографом. Отвоевали, Госфильмофонд появился, да еще и во главе со знаменитым кинохудожником Юрием Ильенко. В заместители себе Ильенко позвал Анну Чмиль, которая имела большой управленческий опыт и мировоззрение либерала, несмотря на партийно-цековское прошлое...
НАЧАЛЬСТВО И ЭЛЕКТРИЧЕСТВО
Новоиспеченный глава позвал и меня, чтобы я занялся созданием государственного киноархива. Я предложение принял и стал изучать возможности этот архив создать. Без денег, тогда это выглядело так, и именно в те времена утвердилась дебильная философия, которая сводилась к представлению, что денег на культуру и науку у нас нет, «потому что Украина — бедное и несчастное государство». С такой философией богатыми у нас становились только единицы, другим предстояло жаловаться и посыпать голову пеплом...
Так, изучив иностранный опыт строительства фильмовых архивов, я определил два оптимальных варианта. Первый был не очень реалистичным, но все же: речь шла о размещении архивных ценностей в горных пещерах, вроде того, как это сделали норвежцы. Постоянная температура, стабильный режим влажности — то, что надо. Недостаток тот, что это далеко от столицы, от культурных центров.
Другой вариант был более прагматичным. Тогда как раз начали сокращать украинскую армию, освобождались склады, в том числе и такие, которые имели подземный профиль. Я узнал, что были такие и под Киевом.
Другие варианты так же рассматривались, выстраивалась и концепция архива. Немалую помощь оказывала мне уже упоминавшаяся Анна Чмиль. Хотя параллельно началась борьба общественности, с Союзом кинематографистов Украины включительно, против Юрия Ильенко (некоторые его управленческие решения вызвали сопротивление) и Госфильмофонда. Закончилось неожиданно: еще недавно созданную структуру ликвидировали, кинематографическое дело вернули в Минкультуры, где оно и находилось в точке замерзания до конца так называемого «нулевого» десятилетия.
Ну, а вопрос о создании киноархива решился с появлением того же президентского Указа, подписанного Леонидом Кучмой. Николай Мащенко, с его энергией и режиссерской магией, и не такое мог совершить. Помню, в 1995-м он осуществил постановку вечера по случаю столетнего юбилея кино. В Национальной опере. Как только в зале появился Кучма, электричество быстро вырубилось...
Ух, испуг был — не у нас, зрителей, у охранников президентских. Свет быстро восстановили, Мащенко же восстановил градус позитива, прежде всего у Кучмы. А я с тех пор знаю: там, где возникает большое начальство, — энергетика падает до нулевой отметки. А то и ниже. Указ был, а с дальнейшими действиями никак не складывалось.
Только в 1996-м что-то сдвинулось — после того как решили Центр Довженко разместить на территории Киевской кинокопировальной фабрики, на Голосеевской площади. Фабрика, кстати, была одной из крупнейших в СССР и в целом в Европе, там обрабатывались миллионы метров кинопленки, там печатались копии многих советских и зарубежных (выходивших в наш прокат) фильмов. Однако в 1990-е объемы производства начали катастрофически падать...
2 января 1998-го пришел туда и я — на должность заместителя гендиректора Центра Довженко по архивной работе. Практически ничего еще не было, кроме нескольких комнат и десятка сотрудников во главе с директором (первым директором!) Владимиром Трасковским. Он до этого работал в областном кинопрокате, кино любил, в его присутствии электричество не гасло, а наоборот — усиливалось...
КИНО И ГРИБКИ
Но несчастливым оказался первый директор, не прошло и полгода, как он неожиданно заболел, а потом и умер. Царство ему Небесное, светлый человек был. Первый кирпич в строительство архива именно он заложил. Потом были разные директора, преимущественно те, которые мало разбирались в архивном деле. Из-за одного из них я и оставил Центр, в 2004-м. Конфликт с тогдашним гендиректором, который имел натуру странника (если исходить из его фамилии, которую и называть не хочу) и никаких представлений о том, зачем существует киноархив.
Сначала Центр практически не имел финансирования (только на зарплату, даже в командировку не поедешь). Затем архив объединили с кинокопировальной фабрикой и средства появились, как и новые помещения. Начали собирать фильмовые материалы (прежде всего киностудий), и возникли проблемы. Например, такая: часть тех материалов оказалась зараженной грибковыми бактериями. Как бороться с ними — это большой вопрос, но боролись.
Другая часть работы — сбор архивов «бумажных»: документы, в том числе личного характера, из частных архивов, фотографии, фонозаписи и т.д. Принялись издавать фильмовые справочники, чтобы учесть производство кинолент. К примеру, подготовили и издали каталог фильмов 1990-х годов — их оказалось намного больше, чем мы думали; просто в те годы далеко не все отснятое появлялось в прокате или вообще на глаза. Вошли в ФИАФ, международную федерацию киноархивов...
Но по-настоящему Довженко-центр (так теперь обычно его называют) заработал уже при новом гендиректоре Иване Козленко. Он совершил радикальное организационное и финансово-экономическое реформирование архива, превратив его в совершенно современное культурное учреждение. Где реставрируют фильмовые материалы, где проводится (группой молодых перспективных историков кино, архивистов) изучение кинонаследия и выходят весьма интересные книги на основе этих исследований. Где введена обширная программа по популяризации этого наследия — отечественного и мирового. Большой успех имеют, в частности, фильмоконцерты, где старые киноклассические фильмы показывают в сопровождении «живой» музыки, специально написанной для фильмов...
Стоит назвать и международную деятельность Довженко-центра — на многих фестивалях можно увидеть результаты их работы, а еще — много ретроспектив за границей...
БОИ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ
Ну, и, наконец, архив начал формировать давно желанный Музей кино, на собственной территории. Пока путем презентации отечественного кинонаследия в залах Центра. Представили, скажем, достижения ВУФКУ, то есть украинского кино 1920-х. Сейчас — фантастическая выставка украинского киноплаката 1920-30-х годов «Кричать! Звать! Гореть! — совместный проект Довженко-центра и Национальной библиотеки Украины имени Вернадского.
Казалось бы, все хорошо. И тут грянул коронавирус, а с ним и попытки нового руководства Госкино Украины в лице Марины Кудерчук радикально уменьшить финансирование Довженко-центра. По сути, речь шла об уничтожении архива, тем более что Иван Козленко в знак протеста подал заявление на увольнение. В конце концов, это преодолели — прежде всего благодаря большой поддержке киносообщества, к которой присоединился и министр культуры и информационной политики Александр Ткаченко.
Центр возобновил работу и 10 сентября празднует свой день рождения. Будет показан (в рамках проекта «Коло Дзиги») белорусский немой фильм «В агни народжаная» (1929) в живом сопровождении белорусской группы Relikt. Это поддержка архивистами борьбы белорусского народа за свободу и независимость.
Поздравляя замечательный коллектив Довженко-центра с днем рождения, хочу сказать: ваша борьба за право работать так же продолжается. И победа будет на стороне культуры и просто здравого смысла. А кто с тем смыслом не дружит — того ждет забвение и наше презрение.
Выпуск газеты №:
№170, (2020)Section
Культура