Куда мчится театральное «Колесо»?
16 июля популярный коллектив с Андреевского спуска закроет свой 29-й сезонПод занавес сезона Киевский театр «Колесо» представил премьеру — «Блаженный остров, или Так погиб Гуска». Пьесу Мыколы Кулиша поставила Мария Груничева. Посмотреть спектакль было так много желающих, что пришлось доставлять стулья, а у некоторых зрителей было впечатление, что они герои этой истории, потому что сидели почти на сцене.
— Сезон был очень насыщенный творческими событиями, — рассказала «Дню» Ирина КЛИЩЕВСКА, художественный руководитель Киевского театра «Колесо». — Мы начали работать над знаковой для нашего коллектива постановкой «Мы Майдан», которая рассказывает о болезненных событиях 2013—2014 гг. (этот спектакль получил «Киевскую пектораль, как «Лучший камерный спектакль». — Т. П.). В основу пьесы Надежды Симнич положены посты в Facebook — это живые истории более пяти десятков человек, участников событий, без ретуши рассказывающие о том, что наболело, кто вышел в дни Революции Достоинства на Майдан в Киеве. Это не только правдивые истории и мысли, а еще мечты и молитвы, даже стихотворения и песни тех, кто творил нашу новейшую историю. Для нас это была непростая работа, потому что это документальный театр. К этому жанру мы обратились впервые. Текст пьесы очень эмоциональные и артисты и во время репетиций, и сейчас, когда играют спектакль, не могут сдержать слез. Зрители тоже плачут во время просмотра, потому что эти события пропускаются через души людей, как на сцене, так и в зрительном зале. Музыкальное оформление постановки тоже очень мощное, проникновенное — пение вживую вокалистами Капеллы им. Л. Ревуцкого легендарных песен «Ой, у лузі червона калина» и «Пливе кача»...
Трагедия Софокла «Антигона» стала нашим совместным творческим проектом с коллегами из Греции — сорежиссер Эммануил Куцурелис, сценография Марии Каламары, художник по костюмам — Ласкарис Валаванис. Сценограф предложила круг — земля, а я прибавила — небо... и вышла эпическая постановка о смысле бытия.
В октябре мы выступали во Франции. Это был второй этап Международного арт-проекта «Париж. Монмартр — Киев. Андреевский спуск». Своеобразный ответ коллегам из Парижа — Theatre de l’Atalante на Монмартре, выступавшим на нашей сцене в рамках «Французской весны». Мы трижды показали спектакль «В Киеве, на Подоле». Зрителям очень понравилось. В зале были и французы, и представители нашей диаспоры, и дипкорпус.
Кстати, тепло воспринимали наш спектакль «Мириам» на фестивале «Под цветом сакуры» в Ужгороде.
В этом году мы основали Международный фестиваль камерных спектаклей «AndriyivskyFest». К участию пригласили коллективы Украины и Европы, в репертуаре которых есть спектакли, осуществленные на камерных сценах. Кстати, сейчас камерный жанр очень популярен в мире. Нигде в мире нет и такого форума, и мы являемся пионерами этого международного театрального движения. Кроме показов спектаклей состоялся круглый стол, где театроведы дискутировали о том, что такое камерный театр, — это пространство или количество актеров... Символично, что главной локацией стал Андреевский спуск — место знаковое для нашей столицы, считающееся «украинским Монмартром». Судя по тому, что участники и зрители остались довольны, форум будет иметь свое продолжение в следующем году где-то в начале июня, когда Киев становится очень цветущим городом.
Знаковым является для «Колеса» обращение к наследию Мыколы Кулиша «Блаженный остров, или Так погиб Гуска». Эта пьеса-фарс актуальна и в наши дни. Зрители очень живо реагируют. Когда уже началось работа над спектаклем, то в интернете мы прочитали, что 3 ноября будет печальная дата — 80 лет, как драматург был расстрелян в Сандармохе, но это не «спектакль к дате» — просто стечение обстоятельств.
Есть у нас немало интересных идей для постановок на следующий сезон. Специально для нашего театра заканчивает писать пьесу известный современный драматург Татьяна Иващенко, в которой будет идти речь об австрийском писателе Леопольде фон Захера-Мазохе, родившемся во Львове. Он вошел в историю литературы не только как выразитель мазохизма. Так, для немецкой литературы он открыл народную жизнь Восточной Европы. Захер-Мазох обстоятельно изучал язык, обычаи и переводы народов Галичины. Думаю, что для многих зрителей по-новому предстанет эта неординарная личность.
Новый сезон начнем в конце августа «Блаженным островом...», а в сентябре этой постановкой будем открывать Театральный фестиваль в Тернополе, а также уже имеем приглашение в город Кропивницкий на фестиваль «Сентябрьские самоцветы».
Выпуск газеты №:
№115-116, (2017)Section
Культура