Куклы для... взрослых
Яркую музыкально-драматическую «Кайдашеву сім’ю» представил в Киеве молодой талантливый режиссер Игорь ФедиркоВ настоящее время репертуар Киевского академического театра кукол существенно изменяется. В афише можно увидеть представления для разных категорий зрителей — малышей, подростков, семейных просмотров и для взрослых. Куклы для... взрослых? Да, именно для взрослых рекомендованы две последних постановки — «Кайдашева сім’я» и «Оскар» (в первой Федирко является не только режиссером, но и автором оригинальной инсценировки повести И.Нечуя-Левицкого и музыкальной подборки, а во второй Игорь потрясающе исполняет сложную психологическую роль онкобольного 10-летнего мальчика Оскара в спектакле за одноименным произведением Э.-Э. Шмитта в постановке М.Урицкого, которая получила две награды «Киевской пекторали» — за «Лучший драматический спектакль» и «Лучшую режиссуру»). Кто не видел эти спектакли, очень рекомендую посмотреть. Вы получите много эмоций и от мастерства актера, и от интересных режиссерских ходов, и от находок, а еще эти действа дают возможность задуматься о смысле жизни, о семейных ценностях.
Игорю удается совмещать две творческих ипостаси, но в настоящее время он больше работает как режиссер.
«ФОЛЬК-МУЗЫКА — ЭТО МОЕ ХОББИ»
— За «Кайдашеву сім’ю» взялся, во-первых, потому, что с Иваном Нечуем-Левицким мы являемся земляками, и мечта поставить одно из самых известных произведений классика была давней, — сознается И.Федирко. — Во-вторых, тема семьи очень близка, а в-третьих, я очень люблю народное пение, и в этом спектакле актеры много поют фольклорных композиций. Музыку — именно аутентичную — стараюсь продвигать в своих постановках. Знаете, очень хочется, чтобы зрителями в кукольном театре были не только дети, но и взрослые. Есть много тем, которые можно поднять и рассказать именно куклами или марионетками. Постепенно публика в нашем театре меняется. Хотя фаворитами являются именно сказки для малышей, веселые и фантастические приключения для школьников, а вот спектаклей для семейного просмотра и для взрослой аудитории, к сожалению, гораздо меньше. Впрочем, радует, как публика горячо воспринимает спектакли, в частности, «Кайдашеву сім’ю», и это дает надежду, что ситуация постепенно изменится.
Мы с коллегами хотим поломать стереотип, что кукольный театр — это театр для детей. В афише есть такие постановки для взрослых, как «Лісова пісня» по Лесе Украинке, «За двома зайцями» по М.Старицкому, «Любовь Дона Перлимплина» по Ф.Г. Лорке, «Как погиб Гуска» по М.Кулишу, «Кайдашева сім’я» и «Оскар» (последнюю Михаил Яковлевич Урицкий перенес из Кукольного театра на левом берегу в Киевский театр кукол). Так случилось, что когда мы с коллегой Юлией Шаповал играли «Оскара» в новом сценическом пространстве, узнали о печальной новости: замечательный актер ТЮГа на Липках Тарас Мельничук отошел в Вечность. Он мужественно боролся со страшной болезнью — раком крови, перенес несколько операций, мечтал и верил до последнего вздоха, что победит, но смерть забрала этого талантливого актера, которому было всего 27 лет. Поэтому свое следующий спектакль мы посвятили памяти Тараса.
Для «Кайдашевої сім’ї» было создано 56 кукол, шесть из них — главные персонажи, оригинальные декорации и костюмы. Идею поставить это произведение мечтал давно, сценографическое решение тоже мое, а Николай Иванович Данько многое прибавил как художник. Работали мы в тесном творческом тандеме. Для театра это была недорогая постановка, потому что мы использовали списанные материалы.
Большой пласт — музыкальный материал. Он постепенно наполнялся. Некоторые песни отобрал давно, а были композиции, которые вошли во время рождения спектакля. Фольк-музыка — это мое хобби. В этой работе использовал где-то треть из запасов.
По сюжету, будто бы в семье Кайдашей все есть. Дети, земля, любовь и даже ангелы заботятся о семье. А затем эгоизм героев разрушает семью. Я хотел показать, что мы имеем очень много всего в жизни, но не умеем ценить. Также в спектакле есть размышления и о смерти — звучит текст старинной песни «Помишляйте»... Подобрано 10 композиций: «Помишляйте человеце», «Зберімося, роде», «Веснянка», «Я птичка невеличка», «Ой у полі грушечка», «Під яблунькою» и другие. Это песни мало или совсем неизвестны зрителям. Я стремился подобрать композиции, которые территориально отвечают Центральной Украине.
Среди актеров хотел бы отметить: Викторию Огороднюю — Баба Палажка, Янгол, Черт; Юлию Шаповал — Кайдашиха, Юрия Друга — Кайдаш, Руслана Драпалюка — Лаврин, Валентину Корсунскую-Марченко — Мелашка, Романа Молодия — Карпо. Большая благодарность репетитору по пластике Татьяне Чеглюк, по вокалу — Елене Яцкулинец и художнику Николаю Данько, благодаря нашему общему сотрудничеству родилась наша музыкально-драматическая «Кайдашева сім’я».
— Игорь, вы параллельно работаете в двух коллективах — на Левом берегу и в Киевском театре кукол?
— Где-то полтора года, как закончилась мое творческое сотрудничество с коллективом Кукольного театра на Левом берегу. Некоторое время совмещал выступления в двух коллективах, потому что имел роли без дублеров и не хотел подводить левобережцев. В начале декабря на Малой сцене Киевского театра кукол представили зрителям «Оскара», который теперь перенесен в эту афишу. Я считаю, что нам, кукольникам, есть что рассказать и показать и для взрослых. Потому что здесь можно совмещать — пластику, музыку, вокал, драму, комедию, а кукла является символом, который связывает разное искусство. И это должно быть интересно зрителям.
— Вам интересно работать с какими куклами — на ниточках, рукавичках, тросточке, объемными, плоскими или марионетками?
— В «Кайдашевій сім’ї» я выбрал марионеток (за сезон это уже четвертая моя постановка для Киевского театра кукол) и хотел провести главную мысль постановки, что мы все, люди, привязаны к небу, к Господу Богу и именно эту связь часто своими некрасивыми поступками разрушаем. Знаете, это представление поставили всего за три недели. Было трудно, но я и артисты имели цель и не хотели сдаваться! Из-за нехватки времени, финансовых проблем не все, что задумано, получилось, и финал не тот, каким я его видел и не так мощно, психологически «выстреливает», но каждый показ отшлифовывает постановку.
ЗАКАЛЕННЫЕ АРТИСТЫ
— Пока афиша театра преимущественно ориентирована на маленьких зрителей и школьников, а перед этой публикой работать намного сложнее, чем для взрослых. Есть секрет, как удерживать внимание детей?
— Вспомнились слова известного поэта и переводчика С.Маршака, который говорил, что «нужно научиться говорить с детьми без сюсюканья и без проповеднической поучительности», а легендарный режиссер К.Станиславский считал, что «играть для детей, нужно так же, как для взрослых, только лучше»! Действительно, когда в зале много школьников, которые пришли с классом в театральный культпоход, то это часто сложная аудитория, и здесь важно их заинтересовать. Потому что когда родители с детьми, то здесь проще играть, потому что шалить они перед родными не осмелятся. По-видимому, педагогам, которые организуют просмотры представлений, нужно как-то готовить школьников, рассказывать о театре, а также разъяснять, как вести себя во время действа (здесь не кинозал — поп-корн и конфеты не едят...), потому что если ребенку понравится, тогда в будущем из него может вырасти поклонник театра. Знаете, нас, кукольников, можно назвать закаленными артистами, потому что ситуации бывают разные. Малышня подсказывает героям, что делать, а если на взрослой постановке есть подростки, то часто они вовсе не по теме реагируют на спектакль. Зал может быть разным, и мы к этому привыкли, а еще во время игры чувствуешь азарт и видишь, как реакция публики изменяется. А дети — это как индикатор! У нас бывают представления на выезде — выступаем в детских садиках, школах, и если этих зрителей не заинтересовал, то это провал. Именно во время таких показов актеры приобретают мастерство, а когда слышишь дыхание зала — это очень ценное, по-видимому, как аплодисменты в финале представления. Я считаю, что нужно воспитывать своего зрителя, а еще кукольные фестивали и импрезы расширяют зрительский круг.
В настоящее время уже думаю о будущей работе — «Ромео и Джульетте» по Шекспиру, которую будем играть на Малой сцене. Недавно представили независимый творческий проект «Легені» — по современной драматургии (это тоже постановка для взрослых). Планов много, а еще фестиваль «на носу», и он тоже забирает немало времени. Я мечтаю поставить «Собачье сердце» по Булгакову (то есть ищу материал, который можно было органично передать кукольными средствами). Мы с коллегами хотим, чтобы афиша была разнообразной и для каждой аудитории — свои премьеры.
Следующий показ состоится 25 января 2019 г.
Выпуск газеты №:
№8-9, (2019)Section
Культура