Перейти к основному содержанию

«Курбас: новые миры»

Под таким названием в «Мистецькому Арсеналі» открылась выставка, посвященная украинскому авангардному театральному режиссеру
19 октября, 10:43

Авторами выставки стали три куратора: американский режиссер украинского происхождения Вирляна Ткач, художник Вальдемарт Клюзко и главная хранительница киевского Музея театрального, музыкального и киноискусства Татьяна Руденко.

Собственно длинный путь к этой грандиозной и новейшей с технологической точки зрения выставке начался... 28 лет назад, когда Вирляна Ткач, основоав в Нью-Йорке Yara Arts Group, премьерой своего спектакля «Свет с Востока» 24 ноября 1990 года рассказала Америке о режиссере-новаторе, экспериментаторе Лесе Курбасе. Именно тогда этот спектакль увидел и режиссер Сергей Проскурня, который после возвращения в Украину пригласил Вирляну с Yara Arts Group с гастролями в Киеве. Так началась украинская история.

 Кстати, премьера спектакля, которая в Киеве была показана под названием «В свете», совпала с ГКЧП (в 21.08.1991 г.). Так «старые миры» в последний раз отозвались  на судьбу Курбаса. Но именно тогда Вирляна Ткач впервые приехала в Украину, и это спектакль стал первым международным театральным проектом в Украине.

Еще одна тропинка к этой выставке и путь в «новые миры» начались с самого Творческого объединения «Березиль» еще раньше —  в 1923 году. Тогда ТОБ положило начало театральному музею для сохранения памяти об истории украинского театра и фиксации развития современного театра. Именно коллекция музея театрального и киноискусства Украины, которая является наибольшим собранием памяток о деятельности «Березоля», положена в основу экспозиции «Курбас: Новые миры».

На выставке представлены более 200 экспонатов из музея, среди которых оригинальный макет сценографии Вадима Меллера к спектаклю «Джимми Хиггинз», сценический костюм со спектакля «Газ», эскизы, афиши, режиссерские рукописи и фотографии.

Кураторы умышденно отказались от традиционных экспонатов, которые демонстрируют бытовую жизнь Курбаса или рассказывают историю его жизни, — вместо этого они наглядно продемонстрировали концепцию режиссера о связи поколений, влиянии прошлого и будущего на современность и единство пространства, в котором живут люди. Показали, каким новатором был украинский режиссер и какого уровня украинский театр достиг в 20-30 годы прошлого века.

Например, знаете ли вы, что Лесь Курбас один из первых в мировом театре начал использовать на сцене мультимедиа и киноэкраны — в спектаклях «Макбет» и «Джимми Хиггинс»? Знаете ли, что первый оригинальный украинский мюзикл тоже поставил Курбас?

На выставке впервые представлена недавно найденная партитура джаз-ревю «Алло на волне 477!». Считалось, что эта музыка из джазовой эпохи 1920-х Харькова уничтожена. И вот нашлась дирижерская партитура в музее Харьковского театра им. Т. Г. Шевченко. Как бы интересно именно сейчас было ее воспроизвести, ведь там достаточно интересное либретто и актуальные темы: с сатирическим взглядом на городскую жизнь, где тогдашние зрители легко угадывали многих известных персонажей своего города и события, о которых шла речь, — в 1-м действии, «дикими» танцами (блюз и чарльстон, пантомима, цирковые номера и пародия) — во втором, и целостной историей в третьем действии. Это могло бы стать визиткой или изюминкой современного Харькова — театрального и музыкального. А пока что уже есть воспроизведенная декорация к первому украинскому мюзиклу, которая стала центральной инсталляцией выставки.

«...Приучаем музыканта к современной индустриальной ритмике, как она на сегодняшний день закрепилась, например, в американских танцах, мы приучаем их использовать для этого украинскую народную мелодию и таким образом пытаемся не отбрасывать нашего будущее богатство культуры, а наоборот, использовать для него все, что есть ценного в нашей народной культуре», — писал Лесь Курбас.

Театр «Березиль» славился  своей новаторской сценографией, которая и сейчас выглядит революционной, современной и продвинутой. Ее создавал художник-авангардист Вадим Меллер, который  был верным соратником Курбаса практически во всех постановках. В 1925 году он вместе с Соней Делоне и Александрой Экстер принимал участие в самом громком и масштабном мировом арт-форуме того времени — Международной выставке декоративного и современного индустриального искусства в Париже, где был награжден золотой медалью за сценографию к спектаклю «Секретарь профсоюза» театра «Березиль». Немного позже репродукции экспонатов выставки были напечатаны в американском журнале The Little Review — восемь из них были посвящены спектаклю харьковского театра. Этот журнал впервые экспонируется на этой выставке в «Арсенале».

Также во время выставки посетитель имеет уникальную возможность прослушать аудиозапись первого действия спектакля «Народный Малахий» в исполнении Иосифа Гирняка, который в 1928 году был ведущим актером этой постановки.


Выставка продлится в «Мистецькому Арсеналі» до 2 декабря. В течение этого времени будут проходить кураторские экскурсии, интересные лекции и другие специальные мероприятия:

•  концерт пианиста Энтони Колмана из Нью-Йорка;

•  презентация книги Мейген Фавлер «Бомонд на краю імперії: держава і театр у радянській Україні 20 років»;

•  прозвучит музыка автора «Алло на волне 477» Юлия Мейтуса в исполнении Фимы Чупахина(Нью-Йорк) и бенда Jazz Age из Харькова;

•  композиторы Роман Григорив и Илья Разумейко совместно с творческим объединением  Nova Opera воспроизведут музыку к спектаклю «Газ»;

•  блиц-фестиваль KURBAS 10Х10, где 10 театров и/или художников представят 10 театральных рефлексий на спектакли Курбаса в «Березоле».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать