Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Квота украинской музыки

Скрипач Валерий Соколов и виолончелист Алексей Шадрин объединили слушателей Гармонией с большой буквы
22 июня, 10:22
ФОТО С САЙТА TOURDNEPR.COM

Одна из «горячих» в настоящее время тем — это введение квоты украинской музыки в эфире. По крайней мере, так называли данный закон при его обсуждении, хотя, в действительности, как оказалось, речь шла об исключительно песенном жанре. Очевидно потому, что для большинства вся украинская музыка укладывается, к сожалению, только в рифмованные строки.  Но почему в те 35 «отведенных» процента не включить звучание, скажем, украинской симфонической, камерно-инструментальной или оперной музыки, которая имеет давнюю историю и является сегодня частью мирового современного искусства? Почему те же 35% не «усилить» творчеством украинских дирижеров, пианистов, скрипачей, исполнителей на народных и других инструментах? Об их самом высоком уровне свидетельствует большой на них спрос в странах, которые ориентируются в музыкальной культуре, в первую очередь, на симфонические оркестры, оперные театры, где в радио и телеэфире звучит, в основном, так называемая «высокая» музыка. Об уровне и таланте украинских исполнителей свидетельствуют их востребованность на ведущих сценах мира, восторженные рецензии. Но мы о своих известных соотечественниках часто узнаем в результате их успешной карьеры за пределами Украины.

Эти рассуждения у меня возникли после концерта в Национальной филармонии феноменальных молодых музыкантов, бывших харьковчан, лауреатов многих международных конкурсов — скрипача Валерия Соколова и виолончелиста Алексея Шадрина. С симфоническим оркестром Национальной филармонии под руководством замечательного украинского дирижера Виталия Протасова они исполнили двойной концерт ля минор Йоганнеса Брамса. Оркестр и музыканты поразили слушателей созданием «на глазах» настоящего музыкального шедевра. Казалось, дух самого Брамса витал в зале, передавая боль, нежность и драматизм глубокой романтичной души. Идеальной чистоты и красоты звучания, скрипка под пальцами Валерия Соколова поражала возможностями музыкального интонирования, способного передавать тончайшие эмоциональные смыслы.

Напомню, после Харькова Валерий Соколов продолжил учебу в Лондоне и Франкфурте, о нем известный французский режиссер снял фильм «Скрипка души», а за право на его концерты соперничают лучшие залы и оркестры мира. К счастью, этот  действительно выдающийся, не ввиду своего 30-летнего возраста, музыкант известен уже и в Украине, куда он постоянно стремится приехать с концертами. В настоящее время Валерий Соколов осуществляет с Национальным оркестром Украины под руководством Владимира Сиренко запись компакт-диска с тремя скрипичными концертами Евгения Станковича. Одину из этих жемчужин современной музыки — Концерт №3 — композитор посвятил Валерию. Почему бы не включить  эти и многие другие записи украинских музыкантов в отечественный радиоэфир?

Потрясающим открытием для слушателей концерта стала игра 23-летнего Алексея Шадрина. Невероятной красоты тембральное звучание, казалось, превзошло все возможности виолончели, которую он превратил в интонации и голоса самой музыки! Начав образование в Харьковской специальной музыкальной школе, Алексей с 2010 года учится в Высшей школе музыки, театра и медиа немецкого города Ганновера — среди западноевропейских стран Германия и Австрия проявляют особенный спрос на нашу музыкальную молодежь.

Во втором отделении музыканты подарили еще одно чудо, когда к дуэту солистов присоединился блестящий представитель петербуржской фортепианной школы Евгений Изотов, который уже несколько лет сотрудничает с Валерием Соколовым. Такое идеальное, яркое, солнечное звучание Концерта для скрипки, виолончели и фортепиано с оркестром до мажор, которое мы услышали, может достичь только ансамбль уникальных музыкантов, способных объединить весь зал ощущением гармонии и высшей красоты. Слушатели среагировали на это художественное чудо бурными, продолжительными и благодарными аплодисментами.

...В одном из интервью уже упоминавшийся Бруно Монсенжон пророчил, что будущее музыкальной Европы во многом будет зависеть от талантливой молодежи Украины. Представителей этой молодежи (и не только молодежи) чрезвычайно много — и «бывших», и тех, кто еще учится и работает на своей земле. В настоящее время появился шанс, предоставленный государством, убедиться в этом: возможность слушать и знать творчество украинских композиторов и исполнителей. Использует ли это закон о 35 процентах?

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать