Перейти к основному содержанию

Лабиринты сознания

В кинотеатре «Киев» состоялась премьера документального мюзикла о метро
22 января, 10:48
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ КИНОТЕАТРА «КИЕВ»

В то время как киевляне протестуют против ожидаемого подорожания проезда в столичном общественном транспорте, пресс-служба Киевского метрополитена пиарит австрийскую картину «Тоннель сознания». Ее авторы Тимо Новотны и Софи Серферс попытались выразить свои чувства по отношению к такому феномену современного мегаполиса, как подземка. 

Пять короткометражных историй о метрополитенах крупнейших городов мира (Нью-Йорка, Лос-Анджелеса, Токио, Гонконга и Москвы) рассказываются под сопровождение музыки Софи Серферс, через звуки синтезатора передающей разные настроения в чем-то схожих, а в чем-то таких разных мегаполисов. Схожесть их обусловлена низшей природой человека, оказавшегося в огромном муравейнике таких же двуногих существ, ради поиска хлеба «насущного» вынужденных ежедневно заталкивать в переполненные вагоны подземных электричек свои и без того измученные дневной работой и ночными наслаждениями тела. Я сознательно взял в кавычки слово «насущный», ибо то, ради чего мы так тяжело трудимся, далеко не всегда вызвано именно насущной, непреложной потребностью, не удовлетворив которую не сможем жить или станем несчастными. Сам по себе «мировой город» возник не из насущной человеческой потребности, а из прихотей, что дало основания известному немецкому философу Освадьду Шпенглеру характеризовать его жителей следующим образом: «новый кочевник, паразит (...) чистый, оторванный от традиций (...) человек фактов, интеллигентный, бесплодный, исполненный глубокой антипатии к крестьянству».

Различие же этих «новых кочевников», часть жизни проводящих под землей, заключается в нюансах их тонкой, ментальной природы. То есть в способах удовлетворения как насущных потребностей, так и своих прихотей. Например, в нью-йоркском метрополитене авторы фильма встретили много музыкантов и... философов, поэтов, пытающихся осмыслить малейшие движения чувств и мыслей, блуждающих в лабиринтах перегруженного информацией сознания городского жителя. В токийском же метро, как выяснилось, самое большое количество сексуальных маньяков, пробующих нащупать женские прелести в массе спрессованных тел, а также самоубийц — прямо по Фрейду, уверявшему, что нами движет две силы: эрос, стремление к наслаждению и к смерти. Оказывается, у японцев теперь самый распространенный способ свести счеты с жизнью — броситься под электричку. Время самураев, совершающих ритуальное самоубийство ради сохранения чести, безвозвратно ушло. Теперь, ощущая тотальную неудовлетворенность (отсюда и сексуальные домогательства в переполненных вагонах), жители Страны Восходящего Солнца освобождают дефицитное в их условиях место для жизни по примеру известной героини романа Льва Толстого. Кстати, раз мы о нем уже вспомнили, то нелишним будет сказать о впечатлении писателя, отправившего Анну Каренину под колеса железного монстра, от поездки на поезде. Он утверждал, что такое путешествие сродни занятию любовью в публичном доме. Можно только представить, что бы он сказал о путешествии в метро. Между тем, его соотечественники своим метрополитеном гордятся. Авторы «Тоннеля сознания», попав в московскую подземку, сосредоточились на его станциях, славящихся как самые красивые в мире. В самом деле, очень много сил и творческого энтузиазма советские люди оставили также и под землей, где теперь вместе с москвичами бродят с фотоаппаратами и иностранные туристы, снимающие образцы сталинского классицизма.

Кто-то, конечно, будет сокрушаться, что киевское метро не попало в этот искусно снятый фильм. Но лично меня это обстоятельство лишь радует. Ибо оно свидетельствует о том, что мой любимый город еще не превратился в ужасный мегаполис, что в нем еще не бушуют такие же страсти, как в самых больших городах мира, мчащегося в потемках к своей призрачной цели.     

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать