Лестницы в небо ... театральные
Чем запомнятся «Коломийські представлення-2017»
Сезон осенних театральных марафонов в украинском театральном пространстве начался. Одним из первых о себе заявил форум с девятилетней историей — Всеукраинский театральный фестиваль «Коломийські представлення», который в своем названии географически закодировал место мероприятия — согретую осенним солнцем, красивую как цветную писанку, Коломыю.
Ежегодно этот фестиваль (директор — Дмитрий Чиборак) собирает на сцене старейшего театра страны — Академического украинского драматического театра им. И. Озаркевича самые заметные художественные события театральной Украины. В этом году форум был посвящен 75-летию УПА, поэтому к театральным событиям присоединилась презентация нового романа Василия Шкляра «Троща», где автор рассказал историю создания произведения.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ КРУГ
Организаторы форума заботятся о воспитании своего будущего сознательного зрителя, поэтому маленькие жители Коломыи смогли увидеть спектакли, адресованные именно им. Винницкий Театр кукол «Золотой ключик» показал затейливую по режиссерскому и сценографическому решению сказку «Як лисичка пташкою була» А. Кузьмина, обучающие перипетии которой искусно донесли актеры, сумевшие органично объединить живой план с кукольным.
Закарпатский Театр кукол «Бавка» в классическую сказку «По щучому велінню» М. Кропивницкого попытался внести моменты осовременивания, добавив известные украинские песни и в целом построив действие преимущественно на музыкально-пластической основе.
Своеобразный художественный круг фестиваля сформировали два Национальных театра. Программа началась спектаклем столичного Театра им. И. Франко «Не плачте за мною ніколи» М. Матиос, а завершилась одной из последних премьер Львовского театра им. М. Заньковецкой — «Украдене щастя» И. Франко. Эти выдающиеся работы свидетельствуют о серьезности художественных поисков и высоте художественных задач, которые ставят перед собой театральные деятели.
Моноработа «Не плачте за мною ніколи» в исполнении Ларисы Кадыровой задала высокую планку рассказу о человеческой душе, о ее ценности, сохранении ее чистоты в безумном современном мире. Героиня Л. Кадыровой — мудрая карпатская бабушка Юстина, напоминает о вечных человеческих ценностях, таких известных, что мы часто забываем их и не обращаем на них внимания. Но вовлеченные в действие, благодаря режиссуре и сценографии Сергея Павлюка, который сделал из простого сельского двора сакральный круг жизни, постигаем рассказ-исповедь Юстины высшим откровением для себя. Перевоплощение Л. Кадыровой удивительное — старческая, медленная походка, колоритный карпатский говор, юмор, доброта, житейская хитрость, самоирония, аутентичные вещи украинского быта создают удивительный, настоящий мир искренности, справедливости, мудрости, правды, по законам которого хочется дальше жить.
«БЕЗОДНЯ»
Каждый спектакль ІХ «Коломийських представлень» в той или иной степени обращался к глубинам человеческой души, имел убедительное перекликание с современностью, а то и откровенно говорил о той суровой действительности, в которой сейчас живет Украина.
В спектакле «Білий нігер» Закарпатского муздрамтеатра им. Братьев Шерегия события романа К. Чапека приобрели украинскую окраску. Тема заробитчан, невозможности прокормиться на родной земле, разрушения из-за отъезда на заработки семей. Все это бывшее приобрело в современной Украине угрожающие масштабы. В спектакле создан шаткий, трепещущий образ неуверенности мира. Деревянные лестницы, столь необходимый элемент домашнего хозяйства, подвешены по сцене. Эта подвижная многофигурная декорация свидетельствует о напряженном психологическом состоянии, когда семейные устои разрушены, ничего не стоит прочно на земле, нет той необходимой основы, на которой держится мир семьи, а значит и страны. Герой спектакля, работник Юрий Гордубал возвращается из-за океана, заработав денег, но оставив там здоровье и силы, и убеждается, что в родном доме его уже не ждут. В совершенном исполнении Александра Маврица прослеживается постижение человеком разрушения своих мечтаний, надежд на счастье, понимание бесполезности усилий, трудов. Актер тонко нюансирует состояния своего героя, дает палитру переживаний, достигая высот трагедийного в описании жизненного итога.
НА ЧТО СПОСОБЕН ЧЕЛОВЕК
Художественную метафору состояния народа на коленях в поиске хозяина над собой, чтобы ненавидеть, и служить, нашла режиссер Людмила Скрипка в ярком, эмоциональном спектакле «Слуги і сніг» А. Мердок Черновицкого муздрамтеатра им. О. Кобылянской. Тема вечная: человек и свобода, личность и общество, моральный выбор... Режиссер находит уместную идею подачи людей как марионеток, которыми можно манипулировать. Смысловую нагрузку несет центральная деталь декорации, из которой герои выходят и где прячутся. Это, словно душа, в которой скрыты сопротивление или покорность, содержится то, что делает человека человеком. Удачно в спектакле используется снег как образ неизбежности. Снег на сцене — это всегда красиво, зрелищно. На его белом, чистом фоне люди без собственного мнения, свободы становятся зависимыми от воли чужой, ими легко сможет управлять первый попавшийся диктатор. И он появляется в финале ...
«НЕ ПЛАЧТЕ ЗА МНОЮ НІКОЛИ»
Рассказ о в том, на что способен человек, когда поверит в себя, — в спектакле «Продавец дождя» Черкасского украинского муздрамтеатра им. Т. Г. Шевченко. Определенным перекликанием темы стал спектакль «Язичники» А. Яблонской Тернопольского украинского драмтеатра им. Т. Г. Шевченко. Здесь есть свой «продавец дождя» — Наталья Степановна (Люся Давыдко), бабушка молодой героини. Этот спектакль вызывает какие-то особые чувства прежде всего тем, что это пьеса Анны Яблонской, которую постигла такая ужасная судьба, и невольно воспринимаешь материал через призму этого события. Пьеса, несмотря на то, что она говорит якобы о простых, жизненных вещах, о наших современниках, соседях, которые живут рядом в доме, имеет притчевую основу. Однако в полной мере театру не удалось вытянуть эту линию драматургии. Поэтому спектакль выглядит похожим на телесериал. Персонажи плоские, характеры упрощенные и предсказуемые. Только бабушка сохраняет загадку: возможно, она и не их мать, а какой-то ангел, посланный навести порядок в этой семье, сделать так, чтобы герои смогли услышать друг друга и начать жить в согласии с Богом. Вариации психологических состояний отношений матери и взрослой дочери исследует молодой режиссер Виктория Филончук в спектакле «Як боги впадуть — безпечно не буде» С. Димитриевич Черниговского украинского муздрамтеатра. Приемом повтора одного и того же текста в разных оттенках настроения и отрезках времени дает определенную объемность образов и говорит о множестве преображений человеческой души. А о возможных вариантах отношений мужчин и представительниц слабого пола рассказал спектакль «Осторожно, женщины!» А. Курейчика Херсонского украинского муздрамтеатра им. Н. Кулиша.
Из пьесы «Собаки» К. Сергиенко в Мукачевском драматическом театре сделали рок-драму. Все, что присуще людям, сыграли... собаки. Мюзикл с современными ритмами и соответствующим пластическим рядом усилил эмоциональную составляющую о животных, которые по-настоящему страдают и мечтают быть нужными, иметь своего человека.
Одним из ярких событий фестиваля стал спектакль «Безодня» О. Огородника Нежинского украинского драмтеатра им. М. Коцюбинского в постановке автора. Ее можно отнести к произведениям так называемого документального театра, потому что со сцены предстает реальная действительность современной Украины, разделенной войной на Восток и Запад. Здесь хоронят своих детей, там их убивают. На примере одной украинской семьи демонстрируется наша сегодняшняя реальность, ее болевые точки, звучат новости из зоны АТО, который слышим ежедневно с телеэкранов, об убитых и раненых, о чем боимся узнавать. Постановщику удалось избежать ощущения «агитки», события строятся на таком глубинном психологизме, что достигают высот трагического обобщения. Каждый образ здесь узнаваемый, органика персонажей трепетная, пронзительная, правдивая. Сценография (М. Киприян) визуально поддерживает тему. Лаконично создан образ разрухи, внутренней и внешней. Разрушен мир, и на его обломках люди вынуждены спасать свои жизни. Непримиримость, непонимание, мировоззренческая пропасть лежит между украинцами, но драматург завершает историю на оптимистической ноте. Кто-то должен разорвать цепь ненависти и пойти по пути примирения. Поэтому хозяин семьи Назар (Юрий Муквич) разломит хлеб и согласно исконному закону, разделит ее с врагом ... Мгновение прощения способно спасти нашу страну — так действительность становится единым целым с театром.
КЛАССИКА И НАСТОЯЩЕЕ
Николаевский художественный русский театр показал спектакль «Гайдамаки» Т. Шевченко в режиссуре Евгения Олийныка. Выдающееся произведение украинской классики нашло достойное воплощение на сцене русского театра. Сочетание слова, яркой визуальной картины, музыки, причудливых мизансцен создало эмоциональное действо того вечного противостояния, которое мужчины всегда решают с оружием в руках. Поэзия Тараса Шевченко прозвучала и в спектакле «В степу безкраїм, за Уралом» совместного проекта Полтавского украинского муздрамтеатра им. Н. Гоголя и Коломыйского украинского драмтеатра им. И. Озаркевича. Исполнитель и режиссер спектакля — народный артист Украины Василий Голуб поднимает глыбу шевченковских строк, он не читает стихи, он проживает их, доносит до зрителей через собственную душу это ощущение трагедии гения, автора этих стихов, написанных несколько десятилетий назад, а якобы о нашем времени. Актер читает и поет, вторит ему хор и оркестр, как античному герою, его поддерживает свой народ.
Замкнулся круг «Коломийських представлень» мощной «точкой» — спектаклем «Украдене щастя» И. Франко Национального львовского театра им. М. Заньковецкой. На протяжении истории театра к этому произведению коллектив обращался несколько раз, и вот новое поколение актеров переживает трагедию украденного счастья. В рамках традиционного украинского реалистического театра, с разработкой вида и деталей сценографии, костюмов, в атмосфере классического существования благодаря решению образов главных героев неожиданно возникает мощная, могучая струя современности. Впрочем, они не из той эпохи, и не из нашей, они — на все времена! Так может выглядеть любовь — где угодно и в любые века! Вершины этого любовного треугольника: Анна (Анна Матийченко), Мыкола (Ярослав Киргач), Михаил (Олесь Федорченко) во всех сценах визуально держат эту геометрическую конструкцию, треугольник меняет положение, перемещается, движется, но все время держится. И только в финале все вершины сошлись в одной точке, но тогда, когда уже ничего нельзя изменить.
В спектакле есть пики эмоционального напряжения, когда актеры работают на самом высоком уровне мастерства и органики. Сцена танца Анны и Михаила, их признание на людях, когда все чувства без слов выражаются движениями, мимикой, глазами — это пластический гимн любви. В сцене ссоры, когда Мыкола все окончательно понял об Анне и Михаиле, он в отчаянии бросается на семейное ложе, в тщетной надежде все же остаться ее мужем. Такой пронзительный жест. Когда психология соединяется с настоящими эмоциями, тогда выкристаллизовывается нечто очень настоящее, художественное.
ІХ Всеукраинский театральный фестиваль «Коломийські представлення» завершился, но у жителей Коломыи еще надолго останется ощущение художественного праздника, который бурлил в городе, радость от встречи с различными театральными коллективами. Хочется вернуться к образу лестниц из ужгородского спектакля. На сцене они не касаются земли и торчат ввысь. Так и искусство театра, стремясь «наклонить небо» к зрителям, пытается достигать вершин творчества.
Section
Культура