Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Леся Украинка и театр

В Луцке впервые прошел фестиваль «Блакитна троянда»
21 апреля, 20:25
КУЛЬМИНАЦИОННЫМ МОМЕНТОМ ФЕСТИВАЛЯ «БЛАКИТНА ТРОЯНДА» СТАЛ МОНОСПЕКТАКЛЬ «НА ПОЛІ КРОВІ» ЗНАМЕНИТОГО ЛЬВОВСКОГО «ТЕАТРУ У КОШИКУ» (ЛИДИЯ ДАНИЛЬЧУК В РОЛИ ИУДЫ-ПАЛОМНИКА) / ФОТО С САЙТА «ТЕАТР У КОШИКУ»

Вот уже более десяти лет исследователи и почитатели творчества Леси Украинки вспоминают о своеобразных юбилеях произведений поэтессы. В этом году отмечают 100-летие драм «На полі крові» и «Йоганна, жінка Хусова». А еще — сто десять и сто лет со времени первой и второй постановки «Блакитної троянди» — единого театрального достояния в творческой биографии гениального драматурга. Торжественные, но грустные даты. Потому что ни одна из драм Леси Украинки не может похвастаться счастливой сценической историей...

Ее «Блакитна троянда» фактически провалилась, определив на некоторое время отношение ко всей драматургии, постепенно сформировался миф об якобы несценичности Лесиных драм (это, мол, драмы для чтения). Впоследствии, начиная свой реформаторский путь на украинской сцене, обратился к драмам Леси Украинки Лесь Курбас, по-видимому, единственный, кто имел шанс создать на сцене конгениальные литературному первоисточнику произведения. Но к сожалению, времена менялись. Слишком отдаленная во времени, слишком интеллектуальная, насыщенная христианскими мотивами, драма Леси Украинки не вписывалась в новый советский контекст. В те времена хотя Леся Украинка была в числе классиков, и ставили ее произведения, но эта возможность почему-то не вызвала энтузиазма у театральных деятелей. Вяло отмечали очередную круглую дату невыразительной постановкой, которая вскоре исчезала из репертуара, вот и все. Постоянно на сцене присутствовала разве что «Лісова пісня», но не приходится этому радоваться, ведь «прописалась» она преимущественно на сценах театров юного зрителя — в версии фольклорно-романтической сказки.

Сравнивая творческую историю Лесиных драм с историей, например, ее современника, Антона Чехова, понимаешь, какой должна быть история постановок первоклассного драматурга: это сотни разнообразных режиссерских версий каждого произведения, это постоянное присутствие в театрах страны и мира, это планка, которая будит самые смелые амбиции самых талантливых людей в театральной сфере. Говорят, что каждый амбициозный актер мечтает сыграть Гамлета, так же украинские актеры должны мечтать о ролях Дон Жуана, Кассандры, Мартиана, Ричарда, Руфина или Присциллы. Потому что каждая, созданная Лесей Украинкой, драматическая роль может стать фундаментом для взлета какого-то актерского дарования, каждая великая драма поэтессы может стать основанием для формирования выдающегося режиссера. Досадно признавать, но театра Леси Украинки у нас не было и нет до сих пор...

Ныне в Украине, как и во всем мире, ширится любительское театральное движение, и очень важно направить его на разработку украинской модерной классики. Может, хоть они развеют стойкий стереотип представления о ней: «За двумя зайцами» и «Запорожцем за Дунаем». Ни Винниченко, который с триумфом прошелся по сценам Европы, ни Кулиш, который вместе с Курбасом собирал аншлаги в 20-е годы, ни интересная и разнообразная в жанровом аспекте драматургия украинской диаспоры не вписаны в культурное сознание украинцев как классика, которую непременно, хоть раз в жизни, нужно увидеть на сцене. О Лесе Украинке и речи нет: слава Богу, что ее наследие присутствует в школьных программах. Украинская драматургия, если бы она пришла и заполнила сцены наших театров, имела бы значительно больше шансов украинизировать русифицированные народные массы, чем украинская книга.

В этом году в фестивале «Блакитна троянда» принимали участие три любительских и два профессиональных коллектива (в качестве почетных гостей). Не много, но для начала вполне достаточно, чтобы создался трамплин для будущего движения (фестиваль заявлен как ежегодный). Кульминационным моментом форума стал моноспектакль «На полі крові» знаменитого «Театра у кошику» (режиссер Ирина Волыцкая, исполнительница главной роли — Лидия Данильчук). Интересное прочтение гениального произведения порождает настоящую магию, творческое откровение. Таки есть на свете режиссеры и актеры, которые понимают, чего стоит Леся Украинка-драматург и как она должна воплощаться на сцене. Если часовой моноспектакль, в котором почти отсутствует действие и персонажи, единственно только напряжением слова и внутренних состояний способен завораживать большой зал и удерживать его внимание без единого отвлечения на постороннее, так что уже говорить о «полнометражной» драматургии Леси Украинки: это неисчерпаемый источник театральных находок и свершений. К сожалению, почему-то это понимание приходит только к тем, кто имеет очень ограниченные возможности. Моноспектакли (профессиональные коллективы пришли на фестиваль с двумя: моноспектакль «Одержима» показывала также Галина Кажан) — это замечательно. Но хочется видеть на сцене различные версии всех пьес Леси Украинки, а многие из них «осилить» малым экспериментальным группам слишком сложно, а то и невозможно.

Что же касается любителей, то они молодые, а поэтому не боятся рисковать, и в этом их бесспорное преимущество. В фестивале принимали участие: народный театр «Сім муз» из Ялты (руководитель Александра Висич), студенческий театр «Плетениця» из Ровенского гуманитарного университета (руководитель Рая Тхорук) и театр-студия «Гармидер» при Волынском национальном университете им. Леси Украинки (руководитель Руслана Порыцкая) с драмами: «Щастя», «Йоганна, жінка Хусова», «На полі крові». Это все коллективы, которые работают на сцене не первый год, с интересным и сложным репертуаром, а поэтому далеко не во всем считают себя любителями. Разве в том смысле, что театром они увлекаются в свободное от основной работы время. Что же касается искренности исполнения, наполненности постановок собственными творческими идеями и интерпретациями, режиссерскими и актерскими находками, то эти театры вполне способны поспорить с профессионалами.

Каждый спектакль фестиваля стоит подробного анализа и это происходило за круглым столом, где в разговоре принимали участие уважаемые эксперты, профессионалы из сферы театрального искусства и научной среды — исследователи творчества Леси Украинки. Что-то удалось лучше, а что-то хуже, что-то убедительно прозвучало, а что-то не очень, но факт неоспоримый: каждая постановка имела успех у зрителей. Как признали эксперты фестиваля, все постановки приближали публику к гениальной драматургии Леси Украинки, не примитивизируя и не искажая ее. Все демонстрировали видение интересное, вдумчивое, корректное, но в то же время и раскрепощенное, с собственным пониманием актуальности произведений, действие которых отнесено еще к раннехристианским временам.

Стоит вспомнить, что в Волынском национальном университете прошла научная конференция по творчеству Леси Украинки, и ее участники охотно стали зрителями фестивальных спектаклей. Это прибавило ответственности участникам и статусности этому событию, поскольку круг уважаемых и профессиональных гостей расширился. Апробация фестиваля проходила без минимальных попустительств любителям.

Знаковым был второй день фестиваля: он начинался и завершался драмой «На полі крові», охватывая кольцом «Йоганну, жінку Хусову» и «Одержиму». Леся Украинка, едва только открывается театральный занавес, начинает говорить вещими знаками. Нам бы научиться их читать...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать