Перейти к основному содержанию

«Лето. Цветы. Юбилей Веры Томашевской»

Под таким названием в Национальном музее украинского народного и декоративного искусства проходит выставка известной киевской мастерицы керамики
22 июля, 11:35
ПАННО «АДАМ И ЕВА», 2016 г.

Вера Томашевская и до сих пор чувствует себя представителем ужгородской школы. В экспозиции наслаждаешься многоголосой полифонией слаженных мелодий — жизнерадостных в мажорной тональности и мечтательно-элегических с лирической окраской, которые будто слышатся в рельефных панно Томашевской, неизменно привораживающих к себе поклонников ее таланта.

Вера родилась летом, боготворит цветы, которые стали  главными «персонажами» ее произведений. Когда любуешься жизнеутверждающими цветочными композициями Томашевской, в совершенстве выстроенными ею на основе традиционных, знаковых для украинцев мотивов — «подсолнухи», «мальвы», «маки», «тюльпаны», «розы» и другие, особенно остро понимаешь, как безгранично автор влюблена в природу, которая дарует нам эту красоту.

Она в будничном видит глубинное содержание. Ее разные по жанрам станково-декоративные панно — растительно-орнаментальные («Лето. Цветы», «Полет», триптих «Море цветов»), натюрмортные («Натюрморт с писанками»), пейзажные («Дерево счастья», «Серебряная земля», триптих «Весенний мотив»), архитектурно-пейзажные («Ангел древнего города», диптих «Горный пейзаж», триптих «Регата») — отличаются понятной для зрительского понимания и в то же время изысканной образностью, где удивительным образом сочетаются древние национальные традиции образосозидания, уходящего своими корнями в народный примитив (сельский наив), с современным высококультурным языком профессионального художника.

ФРАГМЕНТ ТРИПТИХА «ВЕСЕННИЙ МОТИВ», 2016 г.

В уравновешенных композициях Томашевской превалируют любимые ею гуцульские пейзажи с живописными Карпатскими горами, нередко с характерными народными типажами («В Карпатах»). Предельно условные изображения в них реально фантазийных цветов, деревьев, бабочек, птичек, оленей, баранов, коней на фоне горного неба или воды синкретически объединенные, воспринимаются целой Вселенной.

Мастерица — непревзойденный колорист, которая обычно отдает преимущество звонким и ярким глазурям, особенно красным, синим, желтым, взятых в контрастных, но гармоничных сочетаниях, поражая своей энергетической полихромией, подчеркивая декоративный характер панно. Однако на этой персоналии она продемонстрировала и умение настоящего живописца, решая в керамике более сложные колористические задачи: львиная доля ее фигуративных произведений решена на созвучии благородных приглушенных  охристых, голубых, зеленых с их тонкими переходами и нюансами, которые перемежевываются с нежными серебристыми и перламутровыми («Св. Пророк Иона», «Адам и Ева», диптих «Золотая осень»).

Керамические рельефы Томашевской, выполненные из гончарной майоликовой глины, говоря современным языком, — это «два в одном»: керамическая живопись органично синтезируется со скульптурным рельефом, где дополнительно использованы интересные приемы декорирования поверхности панно. В арсенале мастерицы есть художественно-выразительные фактуры, которые она создает путем оттиска «живых» трав, коры деревьев, натуральных листьев, и даже вязаных тканей и тюля. Томашевская составляет свои оригинальные панно подобно мозаике или коллажу в рамках разработанной ею еще в 1980-х авторской техники.

В керамику Вера влюбилась еще ребенком. Девочкой бегала любоваться ею на сельский базар, куда отовсюду свозили разнообразные гончарные изделия: из Раховского района — гуцулы, из Виноградовского — венгры, из Хуста — украинцы, румыны, немцы, венгры и другие...

От того детского увлечения прикладным искусством маленькой Верочки Литвин до вступления Веры Томашевской (фамилия по мужу) в члены Национального союза художников Украины (в 1995 г.) и признания ее как одного из наиболее интересных мастеров украинской художественной керамики на рубеже ХХ—ХХI вв., путь был достаточно долгим. Он пролег через учебу в Ужгородском училище прикладного искусства на отделении художественной керамики, которое окончила в 1975 году (в настоящее время Колледж искусств им. А. Эрдели Закарпатского художественного института), через опыт мастера керамики и фарфора на художественно- промышленном предприятии в Виноградове, учеба на факультете теории и истории искусства Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры в Киеве, педагогическую работу в Ужгородском училище, работу в декоративно-прикладном цехе закарпатского отделения Художественного фонда УССР, регулярное участие в союзных, всеукраинских и международных выставках, и, бесспорно, бесконечный изнурительный, но радостный труд в своей творческой «келье» — мастерской художницы, где она остается наедине с искусством и Богом.

В Ужгороде Вера прошла очень сильную профессиональную школу: в училище в 1970-х гг. учили глубинным основам декоративно-прикладного искусства: студенты-керамисты в совершенстве овладевали и гончарным кругом, и росписью по фарфору, и керамической пластикой, получая профессиональные навыки во время летних практик на Береговском майоликовом заводе, на Барановском и Бориславском фарфоровых заводах.

Потом Вера Томашевская с увлечением работала в архитектуре общественных сооружений.

Архитектура, а вернее — ее мотивы осталась только в изображениях в почти сказочных керамических пейзажах Томашевской со старинными улочками и одно,- и двухэтажными домиками, очень похожими на ужгородские. И это не только дань мастера родному городу, но и следствие  профессионального изучения Томашевской истории керамики Закарпатья (это тема ее искусствоведческой дипломной работы в НАОМА), где она тщательным образом исследовала влияние хабанской, венгерской, словацкой, марморошской (румынской) керамики на украинскую в западных регионах нашей страны. Истинное знание эволюции закарпатской керамики повлияло на яркую колористику и тематику ее произведений, а также стало важным фактором в формировании авторского стиля мастерицы.

Сейчас Вера Томашевская в который раз на своей персональной выставке (а их было свыше 25) очаровывает зрителей магической силой своих новых произведений (их 30 в экспозиции).

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать