Прошлое не исчезает. Героически пролитая кровь не исчезает. Она трансформируется в новую форму духовной энергии, порождает человека, который должен его опеть. Прошлое воскрешается и расцветает в гении.
Евгений Сверстюк, украинский писатель, доктор философии, президент Украинского пен-клуба

Лучший – «Самоубийца»

Театральный фестиваль-конкурс представляет искусство Приднепровья и объединяет театры Днепропетровска, Запорожья, Павлограда, Днепродзержинска и Кривого Рога
17 мая, 2016 - 17:17
ДЕЙСТВИЕ «САМОУБИЙЦЫ» НАЧИНАЕТСЯ В ЖАНРЕ ФАРСА, ПОСТЕПЕННО ДОСТИГАЕТ АПОГЕЯ АБСУРДА, ПРЕВРАЩАЯСЬ В ТРАГИФАРС / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ДНЕПРОПЕТРОВСКИМ СОЮЗОМ ТЕАТРАЛЬНЫХ ДЕЯТЕЛЕЙ

В этом году форум состоялся уже в 24 раз! Каждый год театры Приднепровья выставляют лучшие премьеры сезона, чтобы посоревноваться за звание достойнейшего.

«Сичеславна-2016» насчитывала в своей афише 32 спектакля. Жюри, которое ежегодно меняет свой состав, просматривает постановки, путешествуя по городам и приезжая в каждый театр-участник.

Фаворитом форума стал Днепропетровский молодежный Театр «Верим!», представивший два спектакля: «Почему заяц спит с открытыми глазами?» (режиссер В.Чернова) и «Самоубийца» Н.Эрдмана (режиссер В.Петренко).

Постановка «Самоубийцы» показалась самой сильной в «Сичеславне-2016». В написанной в 1920-х пьесе В.Петренко находит яркие, выразительные параллели с современностью, впрочем, придумывает собственную трактовку темы Эрдмана. Действие начинается в жанре фарса, актеры представляют своих персонажей в гипертрофированном виде, нарочито представляя характерные черты в комической форме. Но фарс постепенно достигает апогея абсурда, превращаясь в трагифарс.

Главный герой Подсекальников (Т.Шевченко), который вдруг решил покончить с жизнью, а затем отбрасывает эту безумную мысль, становится режиссером с намеком на внешность и пластику Чарли Чаплина. Да, Подсекальников — маленький, бесправный человек, на которого оказывают давление, которого принуждают, но он, как ловкий, сообразительный малыш Чарли, всех обводит вокруг пальца. Спектакль масштабен по размаху визуального ряда, эфемерности декораций, свето-звуковой партитуре, метафоричности наполненных смыслов. Таков выразительный срез общественной жизни тех времен со всеми колоритными персонажами! Скольких из них можно узнать в героях нашего времени. Актерский ансамбль работает как согласованный и совершенный механизм, разработка характеров филигранна, выполнена виртуозно, замысловато и небанально.

Если когда-то для Эрдмана его «Самоубийца» реально отстаивал право на жизнь в борьбе с системой, винтики которой представали в образах того ряда персонажей, для В.Петренко эта тема приобретает несколько иное звучание. Образ Подсекальникова для режиссера — олицетворение театра, культуры как таковой. Ключевой фразой в спектакле становится акцентированное постановщиком высказывания: «Сейчас нам как никогда нужны идеологические покойники!» Следовательно, театр, который говорит правду, который представляет собой голос совести, не нужен. Лучше его с почестями... похоронить, как стремятся положить в гроб Подсекальникова. Но своим спектаклем В.Петренко доказывает, что настоящий театр не так просто сделать «идеологическим покойником», что он способен побеждать, и истинное искусство будет всегда звучать и находить путь к зрителям.

Впечатление о фестивале читайте на сайте «Дня».

Алла ПОДЛУЖНАЯ, театровед
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ