Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Люблю камерный театр – как режиссер и как зритель»

Дмитрий Весельский, руководитель Украинского малого театра о том, как его коллектив вписался в столичную афишу, какие стратегические перспективы увидят зрители
03 февраля, 13:33
СЦЕНА ИЗ СПЕКТАКЛЯ «ДВОЕ»

Пять лет назад Дмитрий Весельский победил в конкурсе на должность директора – художественного руководителя Украинского малого театра и стал самым молодым руководителем столичного театра. Конечно, тогда этот прецедент мгновенно оброс прогнозами «доброжелателей», которые с разным уровнем деликатности прогнозировали Дмитрию, мягко говоря, непродолжительное пребывание на этом посту, аргументируя свои пророчества отсутствием опыта в то время 23-летнего Весельского. Первая пятилетка начисто нивелировала все эти предсказания: Малый театр сформировал труппу, обновил айдентику, запустил новый сайт, представил своим зрителям около двадцати спектаклей и снискал славу одной из самых интересных театральных площадок города.

По итогам второго конкурса Дмитрий Весельский остался главой Малого театра и, судя по его настроениям, вторая каденция директора – художественного руководителя также обещает театру интересную, содержательную и активную пятилетку. Первой премьерой которой станет спектакль по пьесе Людмилы Тимошенко «Дядя Миша проходит мимо», которую сейчас репетирует режиссер Юрий Радионов.

«СВОЮ «ГАЛОЧКУ» В МАЛОМ ТЕАТРЕ Я ЕЩЕ НЕ ПОСТАВИЛ»

– Дмитрий, чем вы прежде всего руководствовались, определяясь с решением продолжить свою работу во главе Малого театра?

– Предыдущие пять лет для Малого театра я бы назвал периодом становления: он поменял режим работы, стал репертуарным, стационарным, театром с собственной площадкой… Для того, чтобы это произошло, собственно, и тратилась вся моя энергия. Мы строили театр с нуля, искали новую для себя аудиторию, творческий коллектив изменился почти на 90 процентов… Убежден, что, если бы пять лет назад я начинал с того, чего мы за это время достигли на сегодняшний день – в плане материальной базы, с постоянной командой, которая работает сейчас, – можно было бы пойти гораздо дальше и сейчас чувствовать себя гораздо увереннее. Так что отказать в удовольствии начать снова, но уже не нуля, а с определенными наработками, я себе не смог. Конечно, многие процессы только стартовали. В последние годы мы начали несколько проектов, которые должны быть продолжены, и не хотелось бы, чтобы они исчезли. Решил остаться и доделать все, что мы начали.

Насколько я знаю, на этот раз, в отличие от предыдущего конкурса, особой конкуренции у вас не было?

– Да, в этот раз на должность руководителя Малого театра претендовал только я. В то время как пять лет назад желающих возглавить его было гораздо больше. Мне кажется, это связано прежде всего с тем, что молодые режиссеры, которые тогда мне оппонировали, за это время уже определились со своим местом в современном театре, в том числе и на руководящих должностях. В прошлый раз в конкурсе принимали участие Слава Жила, который несколько лет руководил театром «Актер», а сейчас возглавляет ТЮЗ, Максим Голенко, нынешний главный режиссер Дикого театра и Одесского театра имени Василька, Игорь Белиц, недавно ставший частью команды Львовского театра имени Марии Заньковецкой… Предыдущий конкурс был одним из первых, которые проводил столичный Департамент культуры, с тех пор они, как вы знаете, проходят регулярно. Общаясь с коллегами, мы снова и снова соглашаемся с тем, что это должность, которая для творческих людей, кроме плюсов, гарантирует немало проблем.

– Не возникало ли у вас желания поучаствовать в других конкурсах, которых за это время состоялось несколько – новые руководители появились в Театре на левом берегу, ТЮЗе, театре «Дивний замок»…

– Я люблю камерный театр – как режиссер и как зритель. Это отдельный вид искусства, который имеет свои особые законы и свой особый способ воздействия на зрителя. Именно таким театром мне интересно заниматься. Конечно, почти во всех больших театрах есть камерная сцена… Однако свою «галочку» в Малом театре я еще не поставил. Мне кажется, что потенциал нашей команды, потенциал этого места еще далеко не исчерпан. Как и мой личный потенциал здесь. Поэтому всерьез о конкурсах в других театрах я не задумывался. Убежден, что есть пути для масштабирования и Малого театра и личного развития в пределах Малого театра.

А как вы воспринимаете перспективу поработать в качестве режиссера в зарубежных театрах? Вдохновляет ли вас пример коллег, имеющих такие амбиции и успешно реализующих их? Тех же Розы Саркисян и Елены Апчел, премьерные спектакли которых на днях прошли в Польше?

– Вот уже шестой год мои личные амбиции неотделимы от амбиций Малого театра. И если говорить о направлении международной деятельности, то здесь скорее можно думать о копродукции и взаимодействии с иностранными театрами и художниками. Вместе с Малым театром, а не отдельно от него.

– Дмитрий, вы родились в Ровно и, наверное, имеете представление о творческой жизни, новинках репертуара местного музыкально-драматического театра?

– К сожалению, сейчас я там бываю очень редко. Но наш Ровенский театр во главе с Владимиром Петривом – это первый театр, куда я впервые пришел как зритель. До учебы в Киеве, да и во время студенчества, когда чаще бывал в Ровно, с репертуаром был хорошо знаком. Последних премьер, к сожалению, не видел. Хотя радуюсь их творческим победам, например выходу в финал Фестиваля-премии «ГРА» ровенского спектакля «Люди. Тело. Метаморфозы», режиссера которого, Юрия Паскара, я хорошо знаю. Поэтому я, хоть и на расстоянии, но внимательно слежу и переживаю за ровенчан.

«КОЛЛЕКТИВУ НЕОБХОДИМО РАЗВИВАТЬСЯ, А ЛУЧШЕГО МЕТОДА, ЧЕМ КОММУНИКАЦИЯ И СОТВОРЧЕСТВО С ПРОФЕССИОНАЛАМИ, НЕ СУЩЕСТВУЕТ»

– За пять лет вы снискали славу достаточно гостеприимного в плане профессии руководителя театра – в Малом ставят многие режиссеры, которые не принадлежат к вашему театральному коллективу. Чем продиктована подобная практика?

– Возможно, если бы у меня было больше времени для постановок, то никого бы и не приглашал. Ну, это я, конечно, шучу. Это однозначно правильно и полезно, когда актеры работают с разными режиссерами, они должны набираться опыта, уметь выстраивать коммуникацию и понимать разные режиссерские подходы к работе над постановкой. За эти пять лет, мне кажется, мы уже определились со своим направлением и понимаем его суть, но, к сожалению, передачи традиций от старшего поколения к младшему у нас не произошло. Старшего поколения актеров в Малом театре практически нет, у нас молодые актеры, для которых служение в Малом театре – это дебют в профессии. Коллективу необходимо развиваться, а лучшего метода, чем коммуникация и сотворчество с профессионалами, не существует. Я очень рад, что удалось договориться с Андреем Билоусом (режиссер, директор – художественный руководитель Киевского национального Молодого театра. – Л.О.), который у нас выпустил «Зозулю», я ему благодарен за то, что он нашел для этого время. Это опытный режиссер, у которого любому, даже актеру старшего поколения, есть чему поучиться. А с другой стороны, мы работаем со многими молодыми режиссерами. Каждый сезон у нас – минимум один режиссерский дебют, мы активно сотрудничаем со вчерашними выпускниками. За это время мы выпустили семнадцать спектаклей, на сегодняшний день в нашей афише – четырнадцать названий. Некоторые постановки  – «Холодная мята», «Валентинов день», с которыми мы начинали пять лет назад, до сих пор в репертуаре и пользуются успехом у зрителей. Среди режиссеров, с которым сотрудничал Малый театр последние пять лет, назову Анну Огий, Станислава Весельского, Марию Лукьянову, которая получила «Киевскую пектораль» за лучший режиссерский дебют со спектаклем «Валентинов день», Андрея Попова, Анну Турло, Богдана Полищука, Нату Бударину, Марию Степанчук…

– А как вы лично себя чувствуете в контексте современного театра столицы? Вам комфортно, интересно или, возможно, что-то откровенно напрягает или раздражает?

– Отвечу так: я очень переживаю за современный украинский театр. Мне кажется, что за последние десять лет, с тех пор как я внимательно слежу за отраслью, театр стал значительно разнообразнее. Появилось немало интересных имен, мощных игроков на этом поле, людей, творящих современный театр. За этот период их действительно стало больше, во время моего студенчества таких режиссеров – активных, креативных, амбициозных – можно было сосчитать по пальцам одной руки. А количество, как известно, перерастает в качество, в данном случае высшее качество самого театра. Кстати, я до сих пор себя считаю и театральным зрителем, много смотрю и искренне радуюсь стоимостным спектаклям.

– Ваши актеры активно снимаются в кино и телепроектах. Тот же Юрий Кулинич, в киносокровищнице которого – фильмы «Плохие дороги», где его роль отмечена «Золотой дзиґой», «Мать Апостолов» и другие… Хватает ли времени и прилежности и для театра?

– Я считаю, что Юра мало снимается, гораздо меньше, чем он того стоит. Радуюсь, что ему везет с проектами. И радуюсь его присутствию в коллективе Малого театра. Но, кроме Юры, у нас активно работают в кино и другие актеры – Сергей Радченко, Слава Красовская, Даниил Мирешкин… У нас вообще нет таких, которые не снимались бы. Театр для актеров, особенно для тех, кто связан с телевидением, – это о другом, это точно не способ заработка, потому что заработная плата здесь эквивалентна гонорару за один съемочный день в телесериале. Здесь они находят другие важные для себя вещи. И все они держатся за Малый театр, что я считаю своим самым большим успехом.

Фото предоставлено театром

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать