«Люди способны заглянуть в будущее, не возвращаясь в прошлое»
1 июля впервые в Киеве легендарный дирижер Риккардо Мути представит свой знаменитый творческий проект «Пути дружбы»
В биографии Риккардо Мути множество фактов, за которые цепляются глаз. Много из них характеризуют маэстро, как человека бескомпромиссного, а порой даже жесткого. «Или пойте то, что написал Беллини, или ищите себе другого дирижера», — как-то сказал Мути знаменитому тенору Лучано Паваротти. Что же скажет Риккардо Мути украинским музыкантам? Ведь 28 июня под руководством большого итальянца начнутся репетиции оркестра и хора Национальной оперы Украины совместно с Молодежным оркестром Луиджи Керубини, украинскими оперными звездами Людмилой Монастырской и Сергеем Магерой, американским актером Джоном Малковичем, а также молодыми музыкантами из Мариуполя.
Гранд-концерт состоится 1 июля на Софийской площади — более 300 музыкантов из Италии и Украины исполнят бессмертные музыкальные произведения, которые соединят один из самых древних городов Европы, — Равенну с величественным Киевом в проекте маэстро и престижного Ravenna Festival — «Пути дружбы» (Le Vie dell’Amicizia/The Roads of Friendship).
Напомним, Руккардо родился в семье врача, имел пять братьев. Его отец очень любил оперу и имел прекрасный голос. Каждое утро дома распевал арии из «Аиды», «Риголетто», «Трубадура», «Стабат Матер».... Отец Риккардо был убежден, что всякий порядочный человек должен хоть немного, но разбираться в музыке, потому каждый из пяти его сыновей должен был освоить какой-либо музыкальный инструмент. Когда наступила очередь Риккардо, он получил от Санта Клауса — скрипку, которая стала «настоящей болью в шее». Мальчику было всего 8 лет, и все радости жизни будущему выдающемуся музыканту заменили сольфеджио и «ужасные занятия на скрипке».
Впервые Риккардо Мути услышал оркестр в возрасте 15 лет — мальчика привез Нино Рота, первый наставник. Впечатления, связанные с первым опытом «встречи» с симфонической музыкой, оказались настолько блеклыми, что Мути тут же забыл имена композиторов и названия исполненных произведений.
Риккардо Мути говорит, что «не искал профессию, а она сама нашла его» в тот момент, когда директор консерватории Сан Пьетро а Майелла попросил его, студента фортепианного факультета, продирижировать на выпускном концерте. Преподаватель за один вечер научил его задавать темп, а спустя сутки он уже репетировал концерт Баха со студенческим оркестром.
Прежде чем стать дирижером, Р.Мути изучал философию, композицию, учился игре на фортепиано. В 27 лет он уже выступал со Святославом Рихтером, который перед их первым концертом в Флоренции устроил экзамен, предложив вместе сесть за рояль и сыграть в четыре руки концерты Моцарта и Бриттена. Услышав игру Риккардо, Рихтер сказал: «Если вы дирижируете так же, как играете на рояле, вы хороший дирижер».
Святослав Рихтер стал для Мути не только большим другом, но и примером в искусстве и в жизни, даже присутствовал на бракосочетании музыканта в Равенне в качестве... «свадебного фотографа», а в конце вечера между Рихтером и Нино Рота состоялась настоящая музыкальная «дуэль». Оба музыканта выполняли наиболее редкие вещи из оперного репертуара, которые другой должен был угадать, и в этой связи Рихтер «показал такую осведомленность, которую от него никто не ожидал». Его компетентность объяснялась тем фактом, что в молодости он работал аккомпаниатором в Оперном театре в Одессе.
Кстати, Мути разыскивал Марию Каллас через общего друга, чтобы предложить ей запеть «Леди Макбет». Как-то вечером зазвонил телефон. В трубке он услышал незнакомый женский голос, который кокетливо сказал: «Мы с вами не знакомы, но вы знаете, кто я. А я знаю — кто вы». Это была она! Мути почувствовал чрезвычайное счастье, когда услышал вымолвленное ею свое имя и ответил, что будет считать честью встретиться с ней, но она с интонацией Леоноры из последнего акта «Трубадура» вымолвила: «Сегодня уже слишком поздно...» Впоследствии Р.Мути говорил: «Как бы я хотел, чтобы другие сопрано могли сказать это как она! И чтобы этот голос звучал вечно».
В 1986 году Риккардо Мути возглавил знаменитый театр «Ла Скала», которым руководил 19 лет! Этот период музыковеды считают «золотым веком театра», но ушел маэстро со скандалом.
В ночь на 12 марта 2011 года Римский оперный театр выступал с номерами из оперы Верди «Набукко». Дирижерской палочкой тогда заведовал Мути. По окончании фрагмента Va, pensiero, где присутствовал текст Oh mia patria, si bella e perduta («О, моя страна, настолько прекрасная и такая потерянная»), публика зааплодировала. Внезапно Р.Мути, игнорируя оперные законы и суровые условности самого Дж.Верди, обратился к аудитории с небольшой речью. Он рассказал об одобряемом правительством Берлускони «суровом урезании бюджета» и о том, что изменения особенно повлияют на финансирование культуры и искусства. Риккардо также говорил о необходимости сохранить живую культуру в Италии. Дирижер заявил, что «убийство культуры в такой стране, как Италия, является преступлением против общества». Он также назвал культуру «духовным клеем», призванным объединять людей. После того Риккардо Мути предложил зрителям принять участие в повторном пении Va, pensiero вместе с хором. Этим итальянец опять пошел против традиций оперного спектакля. Аудитория с удовлетворением поддержала идею. По словам Мути, «80% тех, кто пришел, знали слова и подпевали», в то время как «некоторые члены хора расплакались».
В жизни мастера были даже забастовки оркестров, — тогда Мути садился за рояль и сам аккомпанировал солистам.
Напомним, ежегодно с Молодежным оркестром Луиджи Керубини маэстро путешествует в разные страны мира с проектом «Пути дружбы». Вместе они уже выступали в Сараево, Бейруте, Нью-Йорке, Стамбуле, Каире, Дамаске, Найроби, Токио. Суть этого проекта в том, что к итальянцам присоединяются местные музыканты. С помощью музыки, по словам Р.Мути, «люди способны заглянуть в будущее, не оглядываясь на прошлое».
Кстати, он выступал с оркестром «Ла Скала» в Сараево сразу по окончании разрушительных бомбардировок, прилетев туда на военных самолетах. В июле 2001-го давал концерты в Ереване и Стамбуле, прилетев в Турцию на армянском самолете и как бы «перебросив идеальный мостик между двумя странами, разделенными в течение десятилетий борьбой и ненавистью».
В сентябре 2002-го, в годовщину взрыва Башен-Близнецов в Нью-Йорке, Риккардо Мути дал концерт в «Линкольн-центре». На нем присутствовали родственники жертв теракта, которые принесли с собой фотографии погибших.
Сам Риккардо Мути с теплотой вспоминает концерт в Триесте (в 2010 г.), когда это выступление стало местом встречи президентов трех стран, которые находились в тот момент в политическом противостоянии — Италии, Словении и Хорватии.
В прошлом году «Пути дружбы» отметили свой двадцатилетний юбилей беспрецедентным проектом: два концерта сводного ирано-итальянского оркестра — в Тегеране и Равенне. Как оказалось, по религиозным законами Ирана, женщины не могут выступать на сцене соло, исполнять сольные концерты и арии. Мути пришлось вывести на сцену чисто мужской состав солистов, а женский состав оркестра и хора выступал в платках. Приезд Риккардо Мути в Тегеран стал сенсацией, прорывом к свежему культурному и гуманитарному пространству!
Еще одно необычное начинание музыканта — выступление в итальянских тюрьмах. Мути уверен, что музыка может прийти к человеку на помощь в самые трагичные и тяжелые моменты жизни, а также удержать молодежь от совершения многих ошибок.
Риккардо Мути является кавалером целой россыпи престижных наград, в числе которых и наибольшая премия в мире классической музыки — Приз имени Биргит Нильссон — за «выдающийся вклад в развитие оперы и концертов», а также Grammy и т.п. В первую очередь, имя Мути ассоциируется с музыкой Джузеппе Верди.
Выпуск газеты №:
№113, (2018)Section
Культура