Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Людмила Жоголь и украинский гобелен»

Впечатление об арт-проекте, открывшемся в залах «Хлебни»
16 ноября, 12:45
Марта Базак. Горы.1990

У киевлян есть счастливая возможность ближе познакомиться с волшебным искусством гобелена. В выставочных залах памятника архитектуры XVIII в. «Хлебня» в Киеве, который является важной составляющей Национального заповедника «София Киевская», представлен новый арт-проект под названием «Людмила Жоголь и украинский гобелен. К 85-летию со дня рождения художницы», посвященный искусству украинского гобелена второй половины ХХ - начала XXI века.

Людмила Евгеньевна Жоголь хорошо известна в художественной среде как один из основателей национальной школы художественного текстиля Украины. Народный художник Украины, академик Украинской академии архитектуры, кандидат искусствоведения, лауреат премии имени Екатерины Билокур, кавалер ордена княгини Ольги, член правлений Украинского фонда культуры, КОНСХУ, общественных объединений «Женщины Киева» и «Женщины Украины» ушла из жизни на 85 году (15 апреля 2015 года), почти месяц не дожив до своего юбилея (23 мая).


Лариса Бровді. Пекачки. 1988

Благородный труд организации посмертной юбилейной выставки художницы не случайно взял на себя Заповедник «София Киевская», ведь начало творческой биографии выдающейся украинской художницы связано именно с ним. На его территории в 1940-1950 гг. находилась Академия архитектуры УССР, где она училась в аспирантуре, по окончании которой работала научным сотрудником Академии архитектуры, впоследствии Академии строительства и архитектуры (до этого училась в Киевском государственном художественном институте (1948-1951), в Львовском государственном институте прикладного и декоративного искусства (1951-1954).


Людмила Жоголь. Пора, брат, пора.2002

В 1970-х кандидат искусствоведения и ведущий украинский художник декоративного искусства Л.Е. Жоголь работает на должности заведующей отделом обустройства и отделки общественных и жилых сооружений Киевского зонального научно-исследовательского института экспериментального проектирования (Киев ЗНИИЭП). В одном из крупнейших в стране архитектурном и научном институте она создала настоящую «империю» художников, руководителем и вдохновителем которых была в течение двенадцати лет. Жоголь прозорливо направила работу своего отдела в русло плотного сотрудничества архитекторов и художников по отделке интерьеров и фасадов зданий общественного назначения. Благодаря этому гобелен наравне с такими разновидностями монументально-декоративного искусства, как мозаика, керамика и витраж, начал играть важную роль в формировании художественного образа архитектурных сооружений. Под ее руководством при участии мастеров архитектурной керамики, декоративного текстиля, металла института был осуществлен целый ряд уникальных проектов: Дом кино, гостиницы «Украина» (тогда - «Москва»), «Днепр», «Национальная» (тогда «Октябрьская»), «Русь» и др.


Людмила Жоголь. Соняшники.1982.

В 1980-2000 гг., когда искусство гобелена переживало настоящий расцвет и превратилось в мощное явление в украинском декоративном искусстве, Людмила Жоголь много работала творчески. Ее текстильные работы, преимущественно гобелены, стали украшением более 20 общественных интерьеров в Украине и за рубежом. Кроме отелей, клубов, библиотек, они находятся и в помещениях Президиума Национальной академии наук, Киевского городского совета, Счетной Палаты Верховной Рады Украины, Кабинета Министров Украины и др.


Людмила Жоголь.Зимовий Київ

В последние годы своей жизни Людмила Жоголь преподавала искусство гобелена, возглавляя кафедру художественного текстиля и моделирования костюма в Институте декоративно-прикладного искусства и дизайна им. М. Бойчука. И если бы Людмила Евгеньевна была сегодня с нами, она, как уникальная Личность и Женщина-«боец», никогда не допустила бы той позорной ситуации, которая сегодня сложилась вокруг этого института: она сделала все возможное, чтобы противостоять и предотвратить его уничтожение.

Оставаясь поклонницей классического гобелена, художница в основном пользовалась традиционными материалами (шерстью, сизалью) и техникой гладкого ткачества. В гобеленах Жоголь ощутима не только генетика национального ковроткачества (больше это заметно в ее покрывалах, декоративных тканях, веретах 1960-1970-х), но и косвенная связь с французскими и фламандскими обоями типа «мильфлер» ХV-XVI ст., точнее - глубокая причастность к самому духу европейских культурно-художественных традиций. Благодаря им она овладела построением условной декоративной композиции гобелена в сочетании с точной трактовкой деталей, научилась трансформировать свои натурные наблюдения природы в обобщенную художественную форму.


Марія Шнайдер. Пастораль. 1987

Выставка в «Хлебне» в очередной раз подтверждает, что гобелены Людмилы Жоголь – это гордость нации, и она действительно была одним из самых талантливых мастеров «гобелена настроения». Фантазийный цветочно-растительный мир Жоголь оживает в экспозиции в отточенных и художественно завершенных образах: зеленый сочный, изумрудно-оливковый и охристо-коричневый мир тонко стилизованных трав, деревьев магической силой завораживают, очаровывают своим молчаливым спокойствием («Реквием»). Тишины немые звуки манят в страну никем не потревоженных летних цветов и ярких, как медянки, трав («Посвящение Катерине Билокур», «Стельмаховы росы», «Тишина»). Подсолнухи своим золотистым сиянием славят земную жизнь. Свечи гордых люпинов излучают свой божественный свет. Бескрайнее море цветущего льна приглашает окунуться в его мягкие волны, убаюкивая обманчивым шелестом о вечности погожего лета (гобелен-триптих «Как не любить такую землю!»). В буйстве зелени сады ослепляют красотой своего прекрасного желто-лилового оперения ирисы («Ирисы»), гордо несут свою пышную нежно-розовую корону роскошные флоксы, представляя, что созданы они из божественной морской пены, которая родила Венеру («Флоксы. Посвящение художнику Вадиму Одайнику»), колдовскими чарами завораживает неприступный чертополох («Будяк»). Видимо в состоянии чрезвычайного восхищения красотой осени созданы гобелены «Пора, брат, пора...», «Отцвели уж давно хризантемы в саду», «Сухие травы». Серия зимних пейзажей-гобеленов полна густи. Меланхоличные деревья, сбросившие свои летние одежды, и те лежат, покрытые снегом, словно устав от заоблачной неги, волнуют безмолвной затаенной печалью («Зима», «Зимний Киев»).

Очень импонирует идея этой выставки, которую предложили и талантливо реализовали ее авторы и кураторы Елена Корус, Святослав Ярыныч (Национальный заповедник «София Киевская») и Ольга Говдя (Дирекция выставок Министерства культуры Украины): сделать персоналию Людмилы Жоголь сердцевиной, стержнем роскошной выставки украинского гобелена рубежа ХХ-ХХI вв. Это удалось и благодаря участию в проекте Национального музея украинского народного декоративного искусства (координаторы О. Ермак, Л. Билоус), а также Института им. М. Бойчука (координатор М. Базак).

На выставке в «Хлебне» представлено больше 80 произведений художественного текстиля периода 1970-2010 гг. Не только Л.Е. Жоголь, но и ее коллег – ведущих украинских мастеров гобелена В. Прядки, М. и И. Литовченко, Н. Бабенко, Л. Товстухи, М. Шнайдер, Л. Бровди, Н. Литовченко, Г. Бородай, которые знакомят с разными направлениями развития искусства гобелена: традиционным ковровым, сюжетно-тематическим, лирико-живописным, не фигуративным т.д.

Трансформацию образа, активную тягу к пластическим экспериментам, поиски новых технологических приемов в технике ручного ткачества наблюдаем на выставке в гобеленах начала XXI в. талантливых художников текстиля среднего поколения - Н. Борисенко, М. Базак, О. Риботицкой, О. Парута-Витрук, Н. Лапчик, Н. Пикуш, Л. Борисенко, М. Чурлу, в текстильных объемно-пространственных композициях Г. Дюговской.

Важно, что этот арт-проект наглядно показывает и развитие традиций украинского гобелена в 2010-х, что отражено в дипломных работах-гобеленах студентов, созданных под руководством Людмилы Евгеньевны Жоголь, - таких выпускников КГИДПИД им. М. Бойчука, как Н. Честных, Н. Филенко, А. Ващенко, О. Циганко, Т. Бак.

Гобелены современных высокопрофессиональных мастеров художественного текстиля Украины в полной мере раскрывают в экспозиции магию этого бессмертного искусства, корни которого уходят в Средневековье.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать