Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Маэстро, ваш выход...

В Киеве проходит I Международный конкурс дирижеров им. Стефана Турчака
16 ноября, 00:00
СТЕФАН ТУРЧАК / ФОТО ИЗ АРХИВА НАЦИОНАЛЬНОЙ ОПЕРЫ УКРАИНЫ

В состязаниях принимают участие 22 дирижера из восьми стран мира. Победа в конкурсе обещает не только перспективы гастролей по Украине и за рубежом, но и солидные денежные премии: первая — $10 000, вторая — $7 000, третья — $5 000.

Однако Конкурс им. С. Турчака имеет свою предысторию и историю. Он тесно вписан в контекст общечеловеческой проблемы: памяти. Что же изменилось и что сделано после смерти Турчака для увековечивания памяти маэстро? Стефана Васильевича нет с нами уже более 18 лет (сейчас ему было бы всего лишь 68 лет)...

Национальная опера Украины, которая при жизни благодаря Стефану Турчаку была признана в Европе одним из лучших театров, «театром звезд», с его уходом утратила свою безупречную форму. Критика нередко поднимала этот вопрос в прессе, достаточно резко отзываясь о некоторых современных постановках. Нечто похожее происходит и с Национальным симфоническим оркестром. Когда Турчак встал за его пульт, он «законсервировал» коллектив на полгода только в репетиционной работе, чтобы вывести его на должный уровень. Стоило маэстро отлучиться, и уровень мгновенно падал. Попробуем объективно посмотреть на проблему. Еще о студенте-Турчаке его педагог — патриарх украинской дирижерской школы Николай Колесса — сказал, что такие таланты рождаются раз в 100 лет. Значит, может быть, нужно делать акцент не на тех дирижерах, которые вставали за пульт после Турчака и не смогли сохранить должный уровень оркестра и театра, а на уникальности и исключительности маэстро?

Еще одна проблема: миграция талантов за границу. Она существовала и при жизни Турчака. Его самого беспрестанно приглашали поработать за рубежом. Он ставил «Макбет» Дж. Верди в Испании (Мадрид), «Бориса Годунова» и «Хованщину» М. Мусоргского во Франции (Ницца), «Кармен» Ж. Бизе и «Ивана Сусанина» М. Глинки в Югославии (Загреб). Но непременно возвращался в Украину и даже в мыслях не мог подумать, что может променять родину на другую страну и творческий комфорт.

Несколько лет назад встал вопрос о создании комнаты-музея при Школе искусств, которой в 1995 году было присвоено имя С. Турчака. Вдова маэстро — оперная прима, обладательница титула «Лучшая Баттерфлай мира», Гизелла Ципола передала школе дорогостоящую мебель из кабинета маэстро, заказала стенды под личные вещи и документацию, перевезла уникальнейшие партитуры и клавиры редко исполняемых произведений. Это все покупалось во время заграничных гастролей. Партитуры Турчака — не просто ноты, программки. На многих их них есть дарственные надписи выдающихся деятелей искусства, которые сотрудничали с молодым дирижером и в которых прочитывается высочайшая оценка мастерства даже 20-летнего юноши. Автографы на партитурах и программках уникальны! Например, 19 декабря 1964 года Стефан Турчак дирижировал авторским концертом Станислава Людкевича, посвященным 80-летию композитора. На программке неровным почерком автор написал: «Слава таким исполнителям! Спасибо!» Выдающийся виолончелист испанец Гаспар Кассадо после сольного концерта с Турчаком назвал его «пикколо Тосканини» и написал на программке 26 ноября 1965 года: «Дирижеру Турчаку — настоящему выдающемуся таланту и исключительно музыкальному человеку». И, подозвав переводчика, попросил: «Скажите ему, я не пророк, но я видел и слышал многих великих дирижеров мира. У этого юноши блестящее, неповторимое будущее. Я бросаю ему под ноги свое мастерство, богатство и признание и беру только его молодость и талант...»

Для полноценного функционирования комнаты-музея С. Турчака недоставало «малого» — закона в кодексе, который позволил бы открыть музей не на гражданских началах, а под эгидой государства, хотя бы с минимальной дотацией, чтобы делами музея занялись научные сотрудники. Раз государству все это оказалось ненужным, Г. Ципола передала всю библиотеку ученику С. Турчака, дирижеру Национальной оперы Александру Барвинскому...

Но есть и позитивные факты. Кроме Школы искусств, имя маэстро Тупчака вскоре будет присуждено одной из улиц Киева; с 1995 года проходят концерты памяти дирижера; в 1994 году был проведен первый национальный, в 1998 — второй Национальный конкурс им. С. Турчака. В 1994 году вышла книга «Стефан Турчак: дирижер, художник, человек» Владимира Рожка. Презентация второго издания этой книги (переработанное и дополненное, с более чем 100 фотографиями маэстро) состоялась в рамках I Международного конкурса дирижеров. Воспоминания о Стефане Турчаке его жены Гизеллы Циполы — своеобразная исповедь о земной жизни и неземной любви, названная метафорично: «Повенчанные музыкой». В них горе и радость сплетены воедино. Радость от общения с великим дирижером и замечательным, солнечным человеком, и горе от того, что все 11 лет совместной жизни Г. Ципола знала, что муж смертельно болен...

Один из членов жюри нынешнего конкурса, выдающийся дирижер Саулюс Сандецкис, при встрече с Гизеллой воскликнул: «Как вас любил Турчак! Он только о вас и говорил». Эти слова подтверждают то, что любовь сильнее смерти, раз она и после ухода человека выбирает медиумом уста иных людей. Именно этими тихо сказанными словами для Гизеллы открылся I Международный конкурс дирижеров им. С. Турчака. А для широкой публики — концертом, в котором принимали участие лауреаты двух предыдущих конкурсов: Виктория Жадько, Наталия Паламарчук и Виктор Плоскина. Прозвучали произведения, которые исполнял сам маэстро: «Итальянское каприччио» П. Чайковского, «Симфониетта» Е. Станковича и Сюита из балета «Жар- птица» И. Стравинского.

Блестяще показала себя Наталия Паламарчук («Симфониетта» Е. Станковича). Сложность современной фактуры, тембровых сочетаний и ритма — все это было отшлифовано. «Нерв» и цепкость в дирижерской манере заставил оркестрантов полностью выложиться, звучание стало наполненным, мощным, ярким. Дирижер доказала, что симфонический оркестр — это живое существо, а главный фактор человеческих эмоций — заразительность. Заражена была сама Н. Паламарчук — и это передалось музыкантам и публике.

К сожалению, зритель не встретился с лауреатом первой премии первого конкурса Рашидом Нигматуллиным. Пожалуй, это самый яркий дирижер из тех, кто был представлен на обоих конкурсах. Но в отношении его срабатывает эффект «отчуждения». Большие надежды людей искусства увидеть настоящего дирижера в Киеве ничем не оправдались. Нигматуллин не был приглашен ни на работу в столицу, ни даже на гастроли. Ходили слухи о его скверном характере. Однако ни один талантливый человек легкостью характера не отличается. И Тосканини палочки ломал на голове у оркестрантов, и Турчака музыканты побаивались, как грозовой тучи, и Караян известен своими неординарными поступками. В 1994 году я брала у Нигматуллина интервью, и на собственном опыте поняла, что общаться с ним нелегко. Он резок в суждениях, неуступчив в своем мнении. Но обо всем этом забываешь, когда он за пультом. Ведь в финальном концерте нынешнего конкурса ему дали клавир вместо партитуры (!), а на сцене стояла сама Гизелла Ципола. Он безошибочно продирижировал оркестром (ария Джоконды из оперы А. Понкиелли). Да и вторую часть Пятой симфонии Чайковского в его исполнении трудно забыть, хотя прошло уже 12 лет!

Председатель жюри нынешнего конкурса (как, впрочем, и двух предшествующих национальных) композитор Евгений Станкович сказал, обращаясь к участникам, что для судей главным критерием оценки будет талант музыкантов. Вспомним слова Гете: «Кто рожден с талантом и для таланта, тот обретает в нем свое лучшее существование». Так пусть же выступление каждого молодого дирижера будет проявлением их «лучшего существования», а кому достанется победа, читатели «Дня» узнают со страниц нашей газеты.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать