Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Магический квадрат

Фестиваль «Музыкальные премьеры сезона» — в художественном контексте столицы
20 июня, 10:16
ДИРИЖЕР ХОБАРТ ЭРЛ (США), СОЛИСТКА ЙОЛАНДА КОНДОНАССИС (США, АРФА) / ФОТО ЮРИЯ ШКОДЫ

Международный музыкальный фестиваль «Музыкальные премьеры сезона», основанный Киевской организацией Национального союза композиторов Украины, в этом году состоялся уже в двадцать третий раз, убедительно доказав свою мощную жизнеспособность и необходимость в художественном контексте столицы. Его спрессованная во времени программа (по два концерта ежедневно) показывала нынешние предпочтения композиторского сообщества — зрелых мастеров и молодежи, их видение современного мира, отношение к художественным традициям, национальным истокам.

Свою добротную представительскую страницу фестиваля вписали зарубежные гости «Премьер». В частности, гостья из Аргентины Ева Лопшиц (кстати, ее прадед, скрипач и композитор Яков Фишер, был родом из Одессы) представила произведение «Ave Maria» (1995) для сопрано, смешанного хора и камерного оркестра, посвященное Ченстоховской Божьей Матери. Недавно написанную композицию, также на духовную тематику, привез на фестиваль московский композитор Андрей Микита — «Славословие преподобному Илье Муромскому» (2011) для солистов смешанного и детского хоров, камерного оркестра. Развернутая в традициях кантатно-ораториального жанра партитура пленяла пафосом вселенского единения на основе имитирования колокольных звучаний в хоровом письме (исполнители — Академический хор им. П. Майбороды и Большой детский хор Национальной радиокомпании Украины, дирижер Ю. Ткач, «Киевская камерата»). Дирижер и композитор из Литвы Лауринас Лопас с симфоническим оркестром Национальной филармонии Украины продемонстрировал индивидуальное видение духовной тематики через осмысление страдальческой судьбы Иисуса Христа в симфоническом произведении «Крестный путь». Виртуозно сыгранная «Киевской камератой» Симфония № 4 для струнного оркестра Рашида Калимуллина (Татарстан) обнаружила интересные возможности проработки методом симфонизма интонационно-ритмических формул танго, автор словно обобщает своеобразный эффект музыки аргентинского композитора Астора Пьяццоллы, танго которого приобрели большую известность в современном музыкальном мире. На фестивале состоялись две мировые премьеры, — Двойной концерт для трубы, тромбона и струнного оркестра австрийца Райнхарда Зюсса (солисты — соотечественники автора, братья Райнер и Дитмар Кюльбеки) и Концерт «Морфей» для арфы с оркестром американца Лорена Кайзера (соло на арфе — Йоланда Кондонассис, США), вдохновенно прочитанные Национальным Одесским филармоническим оркестром под руководством Хобарта Эрла. Следует отметить, что именно выступление этого коллектива стало художественной кульминацией фестиваля, убедив одухотворенностью, эмоциональностью исполнительских интерпретаций, поражающей слаженностью звука струнной группы, тембровым балансом оркестровых красок, даже в самых бурных местах. Как недавно писал Gramophone Magazine, «расцвет и подъем Одесского филармонического оркестра из Украины под руководством американского дирижера Хобарта Эрла может считаться одной из наиболее невероятных историй в мире классической музыки за последние годы».

Лелеяние национального духа современной украинской музыки — характерная черта «Музыкальных премьер», как и осеннего «КиївМузикФесту», о которой неуклонно заботятся организаторы при составлении программ. Поэтому всегда знаковый колорит приобретают хоровые концерты, демонстрируя генетически украинскую традицию коллективного певческого музицирования, которая своими корнями уходит в седую древность времен Киевской Руси. Нынешний фестиваль сплотил высокопрофессиональные коллективы, которые с глубоким постижением духовных основ подошли к исполнению, — Женские хоры Киевского института музыки им. Г. Глиера под руководством Г. Горбатенко и «Павана» Института искусств Национального педагогического университета им. М. Драгоманова (дирижер Л. Байда), камерный хор под руководством  Н. Гобдича «Киев», хор      «Anima» Киевского национального университета культуры и искусств (дирижер Н. Кречко), камерный хор «Крещатик» (дирижер П.  Струць). Львиную долю заняли произведения сакральной тематики.

Среди художественных открытий фестивального марафона — Концерт для саксофона с оркестром В. Рунчака («Киевская камерата», солист — Р. Золедзевски, Польша). Свойственна произведению взволнованность эмоционального характера, целостность драматургии с блестяще скульптурно высеченной автором и с адреналином исполненной кульминацией для соло ударной группы обусловили восприятие музыки на одном дыхании, как увлекательное ошеломляющее приключение. В этом перечне внимания заслуживает камерная композиция Г. Ляшенко «Technema II» для флейты, арфы и альта (исполняли С. Вилка, Н. Измайлова, А. Тучапец), в которой показана извечная коллизия низкого, в данном случае механистического, и возвышенного. Влюбленность в живописные водные пространства родной земли нашла воодушевленное решение в симфонической поэме «Дніпро» А. Яковчука для оркестра украинских народных инструментов, преисполненной неоромантической выразительности. Другой, гротескный подход использовал А. Костин в концерте «Гоголиада», создав тембровыми возможностями оркестра украинских народных инструментов музыкальную феерию по мотивам гоголевских произведений.

Среди новых симфонических произведений рельзутативностью отличились молодые композиторы Валерий Антонюк и Александр Шимко. Симфония № 3 «Предсказуемая музыка» В. Антонюка показала увлеченность звуковыми моделями позднего романтизма, трансформированными в постмодерном прочтении. Четвертая симфония А. Шимко представляла не линейное, а синхронное сопоставление противоположных образных сфер, обнаруживая симфоничность развертывания в поочередном доминировании одной над другой. Мастерство композиторской техники в жанре продемонстрировала Шестая симфония А. Яковчука, где создатель поднимает проблему осмысления эстетического в искусстве, отталкиваясь от феномена музыки американского композитора С. Барбера (в прологе и эпилоге цитируется Adagio для струнных) и создавая волнющее музыкальное послание.

В целом фестиваль удался. Его герметизм представляется в форме магического квадрата «Хорошая музыка» И. Тараненко — «Плохая музыка» С. Зажитько — «Предсказуемая музыка» В. Антонюка — «Суровая музыка» З. Алмаши, под которым и следовало рассматривать фестивальную разноголосицу творческих саморефлексий авторов, а также слово музыковедов в научно-практической конференции «Украинская современная музыка на пересечении мировых тенденций».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать