Магия «Шехеразады»
На прошлой неделе в Национальной опере Украины успешно дебютировал дуэт Райса Бетанкоурт и Ярослав Ткачук
Напомним, 105 лет назад произошло событие, перевернувшее представление о балете, отношение к нему, давшее мощный импульс развитию этого вида искусства, начинавшего к тому времени коснеть в жестких рамках классики. Мировая премьера балета «Шехеразада» на музыку симфонической сюиты Римского-Корсакова состоялась в парижской Гранд-опера во время дягилевских «Русских сезонов», вызвав два встречных цунами — pro и contra, возмущения и восторга.
Автор либретто и хореографии Михаил Фокин, рассказывал, как Лев Бакст в квартире Сергея Дягилева, где собирались участники кружка «Мир искусства», предложил идею: использовать для сюжета «Шехеразады» вступление к «1001 ночи»: внезапно вернувшийся шах застает своих жен в объятиях любовников-негров, приказывает спрятать их в мешки и выбросить в море…
Первой исполнительницей Зобеиды, неверной жены Шахриара, была Ида Рубинштейн, которая свела с ума весь театральный мир, изменив господствовавшие каноны красоты и стиля; Эбенового раба танцевал разрушитель традиций мужского танца Вацлав Нижинский, одну из одалисок — Вера Фокина, спутница жизни хореографа, Альмею — Бронислава Нижинская, преданная сестра Вацлава, первая женщина-хореограф, стоявшая у истоков создания в Киеве постоянной балетной труппы и школы…
На прошлой неделе в Киеве состоялся яркий, завороживший публику дебют двух новых исполнителей — Райсы Бетанкоурт и Ярослава Ткачука в «Шехеразаде», и похоже, закрепил процесс создания молодого творческого дуэта. Кстати, некое сценическое эмоциональное родство двух характерных танцовщиков проявилось в недавней премьере Национальной оперы — балете «Дафниса и Хлои», где эти артисты танцевали вторые партии Ликенион и Доркона, едва не затмив главных героев, окрасив весьма сложную технически, подчас силовую хореографию предложенную постановщиком Анико Рехвиашвили, невероятной чувственностью, которая в любви, сметает все преграды. Качество, в первую очередь необходимое в «Шехеразаде».
Красивая, гибкая Райса Бетанкоурт, внешне — само воплощение Востока, явившееся смешением славянской и кубинской кровей, ее черты и пластика, как черты легендарной Иды Рубинштейн в свой час, хрестоматийно воспроизводят ту особую чувственность, тот пряный колорит, который рисует наше воображение, когда читаешь «Сказки тысячи и одной ночи». При этом великолепная школа, полученная в Киевском хореографическом училище и от педагогов-балетмейстеров в труппе театра, где наиболее яркими ролями Райсы стали Дама в черном в «Болеро», Мерседес в «Дон Кихоте», Низа — Гелла в «Мастере и Маргарите», Этрусский танец в «Спартаке», позволяет ей, с ошеломляющей видимой легкостью, наслаждаться технической стороной партии.
Партнер не уступает ей ни в технике, ни в эмоциональности. Нет, Ярослав вовсе не похож на Вацлава. Он крупнее и выше (рост Нижинского был всего 160 см), и все же это — будто о нем: «…сильное, гибкое тело, удивительная комбинация мальчишеской манеры поведения с необыкновенной мягкостью и ровной, спокойной силой…»; «он легко чувствует себя в воздушном пространстве...» Таким видели Нижинского Фокин и Кокто. Таким показался зрителю и Ярослав Ткачук. Он лишь четыре сезона работает в театре, снискав славу одного из самых прыгучих молодых танцовщиков. В Академии танца им. С. Лифаря Ярослав специализировался преимущественно на народной хореографии, поэтому так неотразим в гопаке, в боевых, героических танцах. Но прекрасные сценические данные, актерский талант привели Ткачука на классическую сцену, где востребован в классическом репертуаре: Ротбард в «Лебедином озере», Раб в «Корсаре». Не так давно Ярослав в главной партии Маэстро стал украшением спектакля «Каприсы».
Какая-то особая человечность наполняет каждую его партию, вызывая у зрителя то необходимое ощущение катарсиса, ради которого и идут в театр: бурно пережить с героями перипетии сюжета и испытать ощущение личной потери в трагическом финале. Ведь «Шехеразаду» по сути можно отнести к мелодраматическим триллерам, где предательство карается смертью…
Напомним, «Шехеразада» на сцене Национальной оперы Украины появилась в 2001-м, в постановке Виктора Яременко, который бережно перенес фокинскую хореографию, дающую простор для раскованной пластики и эмоционально оправданной, захватывающей дух техники исполнения. Оригинальные декорации и костюмы разработала Мария Левитская, переняв у Бакста пышность восточного антуража, добавив яркости красок и, пользуясь современными технологиями, эффектных деталей, ярчайшая из которых — фонтан с настоящей водой в гареме шаха.
За 14 лет, в течение которых спектакль с неизменным успехом идет в Киеве, в главных партиях выступали звезды и появлялись новые: Елена Филипьева, Татьяна Белецкая, Татьяна Боровик, Татьяна Голякова, Синобу Такита, Наталия Мацак, Кристина Шишпор, Наталия Лазебникова, Екатерина Козаченко в качестве Зобеиды и Максим Мотков, Денис Матвиенко, Евгений Кайгородов, Сергей Сидорский, Денис Недак, Александр Шаповал, Вадим Буртан, Игорь Булычев, Дмитрий Чеботарь в партии Раба. Есть у этой музыки, у этого спектакля магия, как для танцовщиков, так и для зрителей, ведь «Шехеразада» — один из наипопулярнейших балетов репертуара — около ста показов со дня премьеры только на «базе» и огромное количество гастрольных спектаклей по всему миру.
Автор
Лариса ТарасенкоSection
Культура