«Маклена Граса» в стиле нуар-приключений
Столичный Украинский Малый драматический театр представил социально-психологическую драму по Мыколе Кулишу в постановке Дмитрия Весельского
История этой пьесы хрестоматийно драматичная: как известно, она стала последней березильской постановкой Леся Курбаса, а вскоре после премьеры и Курбас, и Кулиш оказались на Соловках, откуда уже не вернулись. Это произведение вернулось на сцену только через тридцать лет! Если в советское время в нем было искушение скрытого свободомыслия, то у нынешних режиссеров другие вопросы. А именно: куда деть (пусть и вынужденную) «пролетарскую классовую позицию» автора? Как сделать так, чтобы отдельные классово «правильные» сентенции некоторых персонажей не резали ухо современника? Легче всего было бы эти сентенции сократить да и все. Никто бы и не заметил. Или даже сделать «римейк по мотивам» (как это сделали несколько лет назад Станислав Моисеев и Наталья Ворожбит в спектакле «Цветок Будяк» на сцене Национального театра им. И.Франко.
Дмитрий Весельский сделал иначе. Он практически ничего не вычеркивал из оригинального текста Мыколы Кулиша и тем более — не прибегал к внешнему осовремениванию драматургии. Правда, в пресс-релизе с модной в настоящее время рекламной легкостью написано, что этот спектакль является «нуар-приключением». Но и тут, если подумать, нет стремления дистанцироваться от Кулиша. Напротив, ведь стиль «нуар» (мрачный детектив) позаимствовал немало приемов из эстетики немецкого экспрессионизма, а Мыкола Кулиш с Лесем Курбасом в свое время были как раз симпатиками экспрессионизма. Другими словами, Дмитрий Весельский, насколько это вообще возможно в театре, сумел воздержаться от интерпретации. Или, точнее, от того, что у нас нередко считается интерпретацией — когда режиссер зануздывает текст «под себя». А тут — все просто: режиссер скрупулезно прорабатывает основной детективный мотив пьесы, тот сюжет, в котором хитрый Зброжек втягивает в свою игру наивную Маклену, чтобы она его застрелила.
Зброжек — актер Юрий Кулинич, а Маклену играют по очереди две актрисы — Кристина Дейлик и Вероника Шостак (нам пришлось видеть именно ее). Господи, где здесь классовая позиция? В исполнении Юрия Кулинича и Вероники Шостак — это состязание беса-соблазнителя и наивного ангела. Харизматичный Бес все-таки побеждает, и маленького подростка-ангела жаль — однако ты чувствуешь странную радость от подлинности этой драматургии, которая за столько лет не устарела, и чувствуешь гордость за ее автора.
В спектакле нет второстепенных актерских работ. Запоминаются Граса (Юрий Шульган), Анеля (Елизавета Бакулина), Зброжекова (Елена Огороднийчук), Добродий (Дмитрий Базай). К сожалению, несколько по-ТЮЗовски упрощенными кажутся трое богемных персонажей — Падур (Тимур Бурлака), Ванда (Мария Чуприненко) и Кунт (Станислав Весельский).
Следующие показы спектакля состоятся 29 февраля и 1 марта.
Выпуск газеты №:
№21, (2020)Section
Культура