Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Маланка на Бук овине

Зарисовки из Вашкивецкой Переберии
17 января, 00:00

Вчера «День» опубликовал короткую информацию о праздновании дня Василия в Вашкивцях от нашего регионального корреспондента. Сегодня — подробности этих событий.

Перед поездкой на Вашкивецкую Маланку коллеги заказали привезти с Гуцульщины веточку смереки и бутылку молдавского вина. С алкогольным напитком проблемы не было — на границе во время таможенной проверки за пограничниками ходил дедушка и предлагал пассажирам поезда купить домашнего вина, что и было сделано. С веточкой смереки возникли проблемы...

ЖУРАВЛИ АННИНОЙ ГОРЫ

Вояж на родину Ивана Мыколайчука организовал Украинский национальный комитет Международной торговой палаты (УНК МТП). Дата 14 января была выбрана не случайно — именно в этот день Василия Великого в Вашкивцах происходит интереснейшее действо Рождественского цикла — Маланка. Но сначала наша группа поехала в женский монастырь св. Праведной Анны. Расположенный на горе, он встает перед глазами еще издалека. На фоне мрачного неба белели стены величественного здания. На утреннюю службу люди с детьми шли пешком, а это довольно далеко от населенного пункта. Настоятельница храма рассказывала, что в день Святой Анны седьмого августа верующие поднимаются к монастырю на коленях, и собирается их там более десяти тысяч.

У этого места очень красивая легенда. Когда на Буковину пришли монголо-татары, то один из них облюбовал вашкивскую девушку по имени Анна и решил на ней жениться. Но та была христианкой и отказала ему. Она смогла убежать от него на эту гору, но он шел следом. Тогда Анна подняла руки вверх и попросила Божью Матерь, чтобы она скрыла ее от позора. Земля расступилась под ее ногами — и девушка исчезла, оставив на поверхности очень красивую косу. Ветер развеял ее по горе, и на этом месте выросла трава, которую сейчас собирают работники санаториев для использования в лечебных целях. В монастыре есть чудотворные иконы. Одна из них обновлялась еще в 1512 году. В последнее время было три случая исцеления, одно из которых — избавление женщины от слепоты.

Но не только люди приходят в монастырь святой Праведной Анны. Сюда прилетают очень красивые журавли. Перед тем, как полететь в теплые края, они собираются здесь и просят благословения перед дальней дорогой на чужбину. Игуменья Нонна благословила на дорогу и нас, пригласив сюда летом.

КИНО И НЕМЦЫ

Оставив развлекательную программу на «десерт», организаторы забрали многочисленную компанию журналистов в вашкивскую мэрию для важного задания — вручения телевизора детскому садику. Городской глава Владимир Гарас также не остался без подарков и получил от президента УНК МТП Владимира Щелкунова имиджевые настенные часы и такой же телевизор, как и юные зрители.

На этом официоз закончился. Мы отправились на праздничный обед. По дороге нас встречали компании переодетых юношей и не отпускали микроавтобус, пока им не давали денег. Такие посты были на каждом сотом шагу, и чем ближе мы подъезжали к дому, тем увеличивалась концентрация ряженых.

Уже возле места нашего десантирования стоял микроавтобус с надписью на борту «Телеканал «Интер», а около него стояли, сидели, лежали, танцевали очень странные и смешные персонажи. Трое «турков» с головами шире плеч на ковре «пили чай», заманивали играть в карты и наперстки, которыми служили железные кружки, а вместо шарика крутили мандарин. Охвачен азартом, я поставил две гривни, указал на наперсток и проиграл. «Турки» откровенно махлевали, но и деньги возвращали.

Под одной из вычурных масок оказался хозяин дома Василий Гарас, который пригласил гостей к праздничному столу с национальными блюдами. В Васильев день двери каждой усадьбы открыты для гостей. На вопрос, кем приходится хозяин мэру, мне ответили, что в Вашкивцах это самая распространенная фамилия — «куда не кинь палку, попадешь в Гараса».

Кухня Гуцулии славится своими мясными и грибными блюдами. А также интересными названиями. Бандоли — это фасоль. А если вы скажете на бануш, национальное блюдо из кукурузы, «мамалыга», то очень обидите хозяев.

Вскоре в комнату ворвался отряд «нацистов», которые «выгнали» половину присутствующих на улицу, где фотографировались со всеми желающими. Карнавал в Рио-де-Жанейро «отдыхает». У операторов не было ни минуты отдыха. Например, немцы были одеты в подготовленные формы, приехали они на тяжелом мотоцикле и «уазике» с надписями «policai». Все, как настоящее. Для меня, уроженца Полтавщины, было очень странно, что взрослые люди могут веселиться и отдыхать, как дети.

На это Рождество я выучил песню «Нова радість...». Она мне настолько понравилась, что я сожалел о том, что следующее ее тематическое исполнение будет только через год. Я ошибался — эта песня звучала в монастыре святой Анны, а когда в доме Гарасов начали петь, то первая песня была именно эта. На Гуцулии любят петь, и это было видно по тому, что гости затягивали песни, характерные для Восточной Украины, и хорошо знали слова.

Под финал к дому подъехала «скорая помощь», и двое «врачей» пытались измерять мою температуру метровым термометром. Я радовался тому, что был здоров и не попал в их «реанимацию». Вместо этого мы направились в сторону центра города, где вот-вот должно было начаться праздничное действо. Журналистам пришлось выйти из машины, потому что пешком скорость можно было развить намного большую, чем на авто.

Сергей, коллега с регионального телеканала, спросил меня, нужна ли мне какая-то помощь. Я ответил ему, что мне просто необходима ветка смереки. На что он ответил: «За смерекой нужно ехать в горы. Здесь только ялицы». Я был в отчаянии.

Микроавтобус «интеровцев» пользовался незаурядной популярностью. Всю его крышу оккупировали операторы, которым в толпе просто не было места. Следя за ними, можно было заметить, как они панически записывали метры пленки, стараясь ничего не пропустить.

«Стой!!! Смерека!!!», — закричал мне Сергей, и мы бросились наперерез ряженому парню. Тот действительно тянул на плече маленькое деревцо и иногда «крестил» им прохожих. Делиться веткой он решительно отказался, но я бы его уже так просто не выпустил. Я предложил ему деньги, ответ был негативным. Только после того, как «маска» услышала, что я журналист из Киева и такого дерева не видел, и мечтаю стать его владельцем больше за все выгоды, прозвучал треск, и так долго искомая вещь перекочевала в наш транспорт.

«МЕДВЕЖИЙ» СУД

После того, как мои «смерековые» поиски счастливо завершились, мы попали в эпицентр праздника. Сергей, как и обещал, помогал разобраться в происходящем.

Он рассказал, что традиция переодевания во время праздника Василия или проводов старого года сложилась в Вашкивцах еще со времен язычества. Сколько помнят старожилы города, эта традиция процветала, передаваясь из поколения в поколение. Однако Вашкивецкая Переберия (от слова «переодеваться») имеет свои особенности. На празднике есть традиционные персонажи: Медведи, Дед, Баба, Казак, Маланка и много других.

Действо начинается 13 января вечером, когда переодетые собираются в группы и идут к знакомым колядовать. На следующий день на крестовой дороге около хлебозавода собираются участники костюмированного праздника. Распоряжается церемонией Казак — авторитетный в городе парень, одетый в яркий костюм запорожского казака, с элементами одежды турка-янычара. В руках он держит арапник (плеть), которым Казак угрожает тем, кто нарушает порядок церемонии. Возле Казака — Маланка. Это маленький мальчик, переодетый в национальный костюм девочки. Кстати, в этот день переодеваются только мужчины. Мало кто хочет играть роль медведя. Медведь — это символ злого духа, которого нужно поймать и приструнить. Но на празднике все не могут быть Казаками, и в шкуры лесного царя одеваются крепкие юноши.

Фантазия перебериантов безгранична. Каждый год готовятся новые маски и меняются сценки. Однако каждый год Переберия завершается традиционно — купанием в речке в Дальнем Куте. Какой бы ни была температура на улице, даже в сильный мороз действо состоится. А удивляет то, как происходит эта купальня. Посреди ручья вырубается прорубь и участники около двух часов в одежде «пустують у воді» (ничего себе шалости). Бывают годы, когда одновременно такую себе ванну принимает по 300 человек. Странно, но на следующее утро никто не болеет. По-видимому, после того, как выгоняются «медведи-злые духи», вокруг праздника кружат только добрые, которые защищают людей от всякой скверны.

Праздник заканчивается на утро пятнадцатого января. Уставшие, но веселые участники возвращаются домой и снимают костюмы, чтобы в следующем году одеть другие. К сожалению, этого мы уже не увидели, потому что возвращались домой вечерним поездом.

Сейчас перед глазами стоят ряженые в масках — впечатления остались на целый год. Друзьям я посоветовал в следующем году поехать и посмотреть Вашкивецкую Маланку. Привезите близким ветку смереки и свои впечатления. Это стоит того.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать