Маршрут №3. Луцк – спектакль-перформанс «Кострубизмы. Кумановский» театра «Гармидер»
«Театральный туризм» — «День» продолжает серию публикаций о лучших спектаклях ведущих украинских театров, соревновавшихся на фестивале-премии «ГРА» (начало — см. № 1)
Медитация и гравитация — два слова, которые сразу появляются, как только пытаешься ухватить за хвост свои впечатления и послевкусие мультимедийного спектакля-перформанса «Кострубизмы. Кумановский» театра «Гармидер».
Этот моноспектакль режиссера Русланы Порицкой и актера Павла Порицкого, созданный на основе графических работ и текстов луцкого художника-философа Николая Кумановского, построившего свой собственный, несколько мистический, фантасмагорический мир из жизненных эпизодов-обломков «условных украинцев» в «условной стране», мыслей, фраз, цитат, — пытается декодировать, прочесть сквозь строки, ухватить образ мышления создателя и открыть формулу Кумановского с помощью смиксованных жанров и оживленной 3D-графики.
Николай Кумановский, рожденный в маленьком городке Сатанове в Хмельницкой области, получив образование художника во Львове, в свое время поселился в Луцке — среднестатистическом советском областном центре. Именно отсюда и именно в такие времена Художник заявлял о своем таланте, яркой индивидуальности, философии жизни и несогласии с системой, которая пыталась обезличить каждого, кто выпадал из нее.
Удивительным образом его аура всепроницаемо вошла в творческую, художественную атмосферу города. Пожалуй, он сумел передать настолько мощные сигналы своими работами будущим поколениям горожан, что в Луцке был открыт Музей современного украинского искусства Корсаков — едва ли не единственный на сегодняшний день в Украине настоящий музей именно укрсовременарта, который соответствует задачам и концепции музеев такого направления в мире и в котором собрана самая большая коллекция работ художника разных периодов творчества — графики, живописи, скульптуры, коллажей — и выделена в Музей Николая Кумановского.
Более того, именно в этом городе создан один из самых удивительных, концептуальных и целостных по замыслу и воплощению спектаклей последних лет.
«Кострубизмы. Кумановский» поставлен независимым театром «Гармидер», играется в ангар-stage, но адаптирован к показу в разных музейных пространствах, что чрезвычайно расширяет возможности театра как такового, создает определенный успешный прецедент, преодолевает границы провинциальности и зашоренности.
В спектакле есть все, что соответствует представлению современного интеллектуального и образованного человека об актуальном европейском театре. Режиссер Руслана Порицкая использует весь уместный в работе с таким, без преувеличения, гениальным, закодированным материалом, арсенал.
Чтобы настроить зрителя — вводит интерактив с чтением кем-то из публики — «слОва Кумановского» в самом начале; тщательно работает с moution-дизайнером Александром Загайным над графикой, экслибрисами художника, анимированными для 3D-экрана, занимающего почти весь задник сцены; понимая физические и актерские возможности Павла Порицкого вместе с пластиографом Юлией Варченко — создает удивительно интересную, сложную, концептуально оправданную пластическую партитуру спектакля и свободно, размашисто работает в эстетике физического театра. Вплоть до того, что тело, фактура, движения актера буквально сливаются с графикой художника, или оживают, как фигурка из экранной анимации, или превращаются в неотъемлемый от визуального ряда компонент — естественный, лаконичный, графический, точный, выразительный.
Поскольку в спектакле одним из лейтмотивов и важных месседжей Кумановского является выражение о том, что «образа нет без слова», — режиссер работает со словом, раскладывая его на звуки и превращая звуки и слово в пластический рисунок спектакля, придавая созвучность, единый ритм — слову и движению. Вербализация, понимание эмоционального содержания переживаний Художника в этом спектакле столь же важны, как и пластика его рисунков и глубинная сущность его философии.
Павел Порицкий — удивительно резонирует с этой глубоко символистической, метафорической и философской эстетикой Кумановского, улавливает тонкую грань между восточным и украинским, конфуцианским и сковородинским, проевропейским театром и модерной эстетикой национального театра.
Философия Николая Кумановского базируется на ценностях «человека мира». Спектакль, вышедший так эффектно за пределы Луцка, тоже адресован «людям мира». Он говорит на универсальном языке, собственно, с той же интонацией и глубиной, что и работы Кумановского, не обозначенные единством места и времени, зато устремлены в условное будущее, в котором мы видим, как и в спектакле — чистый лист бумаги и суть апельсина на нем...