Перейти к основному содержанию

Мастера-сказочники

В октябре Ужгород гостеприимно встречает кукольников из разных уголков мира
11 октября, 11:11
ЯЗИКАТА ХВЕСЯ. ЖИТОМИР

Традиционно в Театре кукол «Бавка» проходит Международный фестиваль театров кукол «Інтерлялька». И хотя в этом году Фестиваль по счету только ХVI, он — старейший среди отечественных фестивалей этого жанра, поскольку первым включил в свою художественную программу творчество зарубежных коллег.

Впервые мероприятие проходило без автора идеи и своего вдохновителя Александра Туряницы, который год назад ушел из жизни. Но то, что форум продолжается нынешним руководством «Бавки» (директор Мирослав Петий), является лучшей данью памяти первому организатору и подтверждением важности начатого ​​дела, которое ставит приоритетом вопрос художественного воспитания маленьких поклонников театра.

«Інтерлялька -2017» подарила встречу с 12 коллективами. Это были украинские театры, а также театры из Словакии, Франции, Аргентины.


ЗЛИДНІ. РІВНЕ

«Інтерлялька» позволяет увидеть определенный художественный срез современного искусства, отследить определенные тенденции развития, направления творческих поисков, найти сравнительные и отличительные черты. Актеры, которые идут служить кукольному искусству, по-особому преданы кукле. В храме, которым является театр кукол, кукла — главный символ идол. Актеры, для которых искусство является чем-то вроде религии, представляют куклу иконой, которой поклоняются, которую превозносят, в которую безоговорочно верят. И возможно, из большого уважения, в основном оставляют ее «висеть» на гвоздике в декорационном цехе. То есть актеры, любя и веря, с легкостью заменяют куклу собой, собственной игрой, живым планом. К сожалению, тенденция последних лет не меняется, а продолжает существовать в пространстве кукольного спектакля. Она особенно наблюдается в украинских театрах.


ЛИЦАР БЕЗ КОНЯ. КОШИЦЕ

Программу «Інтерляльки-2017» представляли спектакли, преимущественно окрашенные национальным колоритом, патриотическими мотивами. Борьба со сказочным трехглавым змеем в «Козацьких вітрилах» Тернопольского театра актера и куклы сразу настраивает на безоговорочную победу казака, лишая зрителей возможности настоящего сопереживания.


ЛИЦАР БЕЗ КОНЯ. КОШИЦЕ

Известную сказку «Соломенный бычок» в Волынском театре кукол интерпретировал С. Цыпин, предложив сделать бычка из железа, глины, ткани и только потом, из соломы. Здесь хорошо работает фантазийный ряд преобразований домашнего животного и пространство сценического повествования, стилизованног под соломенный мир.

В стиле современного украинского фольклора был решен спектакль «Злидні» Ровенского театра кукол. Интересна идея возникновения кукольных персонажей из предметов домашнего обихода сельской хаты, в частности, из многочисленных подушек. Убедительная форма их вымышленного существования, впрочем, была «переиграна» активным живым планом. Куклы снова остались иллюстративным подсобным материалом в пространстве образца искусства массовой культуры. Подобный украинский колорит с комикованием и преувеличенными эмоциями присутствовал и в спектакле «Язиката Хвеся» Житомирского театра кукол.


СОЛОМ’ЯНИЙ БИЧОК. ЛУЦЬК

Примета времени — возникновение частных театров. Эта новая креативная инициатива является положительной, так как энтузиасты, которые стремятся делать что-то самобытное, новое, настроены на отказ от устоявшихся традиций, они хотят и стремятся экспериментировать, искать, открывать. На Фестивале было несколько частных театров. Театр анимации Ивана Бутняка из Черновцов, театр «ИстАрт» из Николаева, театр куклы «Мрії Марії» из Харькова, Независимая театральная компания «Коллапс» из Франции, театр «Пузыри» из Аргентины. Была представлена техника силуэтно-теневого театра, традиционный театр, где кукла полностью зависима от воли актера, моножанр со сложным технологическим решением сценографического оформления. Актриса Наталья Григорьева в спектакле «История одной матери» — и исполнительница, и сцена и многочисленные персонажи. Актер с Буенос-Айреса Фабиан Виллариал в спектакле «Голубой шарф» для совсем маленьких зрителей упрощенно и почти примитивно показал историю мальчика и его собачки. А вот французский спектакль «Яблочная долина» поднимает современную, болезненную для мира тему: дети и война. Минимумом выразительных средств актриса Мануэла Малатестинич создает лес и горы, где детям нужно спрятаться от преследования снайпера.


У НАШІМ РАЇ НА ЗЕМЛІ. УЖГОРОД

В жанре поэтического театра решен спектакль «У нашім раї на землі» Театра «Бавка». Режиссер А. Куцик решил эмоционально оживить слово Тараса Шевченко, адаптировав его для восприятия ребенком. Картина украинской идиллии, узнаваемые символы — ветви цветущей вишни, подсолнух, гнездо аиста, казацкие барабаны. Музыка родной земли выражает печаль души Шевченко, а еще надежду, что его не забудут «в сім’ї вольній, новій» ...

Гран-при «Інтерляльки-2017» получил Театр кукол из Кошице за спектакль «Рыцарь без коня». История о маленьком мальчике, который очень хотел иметь деревянного конька, превращается в метафорическую притчу о рыцаре без коня. Они, как разные части единого целого, стремятся найти друг друга. Филигранная игра актеров, удивительная образная сценография, которая, обретенной уменьшенностью, находит нужную пропорцию с актерами. Они играют в декорациях кабинета старинного замка и выглядят великанами по сравнению с обстановкой. Ирония повествования, уважение к кукле, бесспорность ее приоритета, серьезность в изложении драматического материала, совершенство гармонии существования всех составляющих спектакля.


ЯБЛУНЕВА ДОЛИНА. ФРАНЦІЯ

Фестиваль дает пищу для театроведческих мыслей. Пусть по нескольким спектаклям не сделаешь глобальных выводов, все же тенденции, которые превалируют, увидеть можно. В спектаклях украинских театров не ощущается стремления к новому в искусстве. Наши театральные деятели в основном привыкли работать «по старинке», не хотят говорить с детьми на серьезные темы серьезным художественным языком, не стремятся к творческим открытиям. Словно застряли во времени, эксплуатируют хорошо известные темы, традиционные сюжеты, не способны предложить современным юным зрителям оригинальное и неожиданное. Хотя и верят в куклу, но не доверяют ей. Однако в театре, как в храме, где верят иконам, и они помогают, нужно поверить кукле, отдать ей должное первенство, и тогда за любовь кукла откроет тайны театра и поможет стать властителем сцены.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать