«Мечта из бархата и золота»
Под таким названием вышел альбом, посвященный юбилею Черновицкого театра
К 85-летию со дня основания Черновицкого украинского муздрамтеатра им. О. Кобылянской, кроме широких праздничных мероприятий, торжественного вечера по случаю юбилея, открытия выставки уникальных сценографических работ в Черновицком музее, проведенияХІ фестиваля комедий «Золотые аплодисменты Буковины», двухдневных гастролей в столице (они состоятся на сцене Киевского национального театра им. Леси Украинки, 7 и 8 декабря черновчане покажут свои последние резонансные премьеры - «Запечатанный дворник» и «Маэстро и Каролина»), выпущен фотоальб «Мечта из бархата и золота». По инициативе директора театра Ю. Марчака воплотилась в жизнь идея главного художника театра А. Романченко, предусматривающая представить жемчужину архитектурного искусства - здание Черновицкого театра в фотографиях работы Ильи Жекалова с текстовым сопровождением Н. Федорович. Изысканное издание с качественной печатью, современным высокопрофессиональным дизайном (И. Жекалова, Т. Жекалова) вышло в Арт издательстве ООО «РЕД ЗЕТ».
Романченко приступил к созданию этого альбома как к постановке спектакля. То есть здание театра, величие которого держится на духовности поколений, художник воспринял чистым листом бумаги, «пустотой, которая манит, дает простор воображению...». И таким образом начал творить свою уникальную постановку под названием «Здание Черновицкого театра», которая для него «Особая! Уникальная»!
По законам жанра дается экспозиция: главная фотография вида Театра и пространства прекрасной площади перед ним. Архитектурный ансамбль этого самого красивого уголка Черновцов - изысканный и тщательно продуманный. Обрамленная по периметру старинными зданиями, площадь завершается изюминкой - зданием Театра, «шедевром архитектурной мысли начала ХХ века». Мемориальная доска на фасаде гласит: «Театр построен в 1904-1905 годах по проекту известных австрийских архитекторов Ф. Фельнера и Г. Гельмера».
Переворачиваем страницу, завязка сюжета. Погружаемся в историю. Фотографии показывают, как выглядело здание Театра в начале своего существования. Развитие визуального повествования - фасад здания «разобран» на отдельные квадраты и читатель имеет возможность подробно рассмотреть каждую деталь экстерьера, восхититься элементами стиля венского барокко, модерна, причудливостью картин горельефов и скульптурных композиций по мотивам греческой мифологии.
Рука режиссера и глаз фотохудожника уверенно ведут сюжет: в зоне внимания оказываются все объекты внешней отделки - парадные и другие двери, окна, крыша, передние фасадные композиции. Двигаемся дальше - овальный вестибюль, который своей торжественностью и бело-голубой росписью стен, арок, боковых лестниц, грациозных оконных плафонов словно готовит зрителей к встрече с прекрасным. В фотографиях крупным планом представлены характерные детали интерьера, в золотых вензелях и виньетках зашифрованы виды искусств.
Уверенно продвигаемся к кульминации фотоповествования. В роскоши красного бархата, блеска золота, что переливчато пульсирует, сияет и наполняет пространство ощущением приподнятости, возникает зрительный зал с ложами бельэтажа, рядами партера, амфитеатром и балконами. Это кульминация! После восторженного взгляда на общий вид зала будет возможность рассмотреть почти каждый сантиметр отделки, каждый элемент центральной люстры, которая является настоящим произведением искусства. Можно заглянуть и в закулисную часть театра, а также под сцену, чтобы убедиться, что механизм подвижного сценического круга работает безупречно. А также увидеть неожиданные интересные вещи, такие как старинные ручки многочисленных дверей.
Финал этого рассказа немного грустный, он о том, что это уникальное здание нуждается в постоянной поддержке, реставрации, ремонте, и на это обычно не хватает средств. Но, несмотря ни на что, Театр им. О. Кобылянской активно живет и приглашает зрителей на спектакли, которые украшают афишу Черновцов.
Section
Культура