Перейти к основному содержанию

Мечтатель, визионер, триумфатор

7 апреля Омельяну Прицаку исполнилось бы 100 лет
03 апреля, 11:44

«...Я хотел бы дать свое виденье истории Украины, но не так, как до сих пор это делалось, в изоляции, а в системе мировой гуманитаристики. Подать украинское возрождение как международную проблему на фоне международной истории. Это моя будущая задача»

Омельян Прицак

Омельян Прицак по праву относится к фигурам масштаба Агатангела Крымского и Михаила Грушевского в украинской науке и культуре в целом. Он занимает главное место в мировой науке сразу в нескольких научных областях: урало-алтайской лингвистике, исторической тюркологии, медиевистике, исламоведении, скандинавистике, славистике, а также является членом многих престижных зарубежных академий, университетов, обществ, основателем фундаментальных научных журналов и международных организаций. Его авторитет как универсального ученого является беспрекословным и соизмеримым с плеядой самых выдающихся мировых гуманитариев.

Однако в Украине Омельян Прицак и его мощные наработки в научной, культурологической, педагогической, государственно созидательной, общественной деятельности известны узкому кругу историков и ученых. Это несправедливо относительно этого великого патриота Украины.

Омельян Прицак родился 7 апреля 1919 года, во времена ЗУНР, в селе Луки на Самбирщине Львовской области. Отец его отдал свою жизнь за свободу Украины в рядах УГА осенью этого же года. Этот факт Омельян Прицак с гордостью пронес через всю жизнь. Он любил говорить: «Отец отдал жизнь за Украину, а я должен жить ради Украины». Этот обет запрограммировал всю его творческую и жизненную энергию на исследование правдивой истории Украины, на возвращение ее в лоно исторических государств. Он был одержим этой мечтой с тех пор, когда, учась в Тернопольской польской классической гимназии, понял, что он не поляк, а украинец. Тогда он решительно идентифицирует себя как украинца и из «Эмиля» становится «Омельяном». Из учебы в иноязычной среде он вынес важную истину: жизненную потребность для каждой личности человеческого и национального достоинства.

Годы учебы во Львовском университете (1936—1940 гг.), непосредственное общение с такими славными историками, действительными членами Научного общества имени Шевченко, как Мирон Кордуба, Иван Крипъякевич, знакомство и очень искреннее (хотя и недолговременное) общение из Агатангелом Крымским и, бесспорно, знакомство с многотомной «Историей Украины-Руси» Михаила Грушевского, сформировали из него перспективного ученого-историка. Последующие студии в университетах Германии, Австрии, Америки, дискуссии с зарубежными авторитетами в сфере гуманитаристики расширили и углубили его методологический подход к изучению исторических источников,  понимание истории как настоящей загроможденной науки, которая вместе с языком и литературой является мощным фактором национальной идентичности.

Еще в гимназические годы Омельян Прицак увлекся восточными историческими источниками и начал изучать арабский, иранский, турецкий языки, поскольку западные источники были проработаны и доступны, а восточные первоисточники нуждались в знании языков этих народов. Впоследствии ученый исследовал исторические документы на более чем 60 языках восточно-азиатского ареала. Собственно, толчком к изучению восточных языков стало знакомство с многотомной «Историей Украины-Руси» Михаила Грушевского, которую Омельян Прицак называл своей второй Библией. Однако как прирожденный аналитик он понял, что в силу разных обстоятельств этот масштабный труд имеет существенные недостатки — отсутствует анализ  восточно-азиатских древних исторических источников.

ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА ОМЕЛЯНА ПРИЦАКА

Он утверждал, что нашей истории недостает ее восточного крыла, чтобы стать правдивой и подтвердить лозунг «Познайте правду, и она вас освободит», а также надпись на эмблеме американского Гарварда «Veritas». Всю свою творческую жизнь он подчинил идее возвращения Украины на карту мира как полноценного участника цивилизационного исторического процесса. Эту сказочную детскую мечту он сумел осуществить благодаря своему неопровержимому авторитету историка-востоковеда, который он добывал титаническим ежедневным трудом на протяжении всей жизни. В статусе маститого ученого, уважаемого профессора Гарвардского университета О. Прицак составляет свой удивительный масштабный план легализации Украины в мире через ее историю, науку, культуру. Хотя многие из его коллег считали этот проект утопическим и недосягаемым, однако Омельян Прицак стал триумфатором в интегрировании украинской гуманитаристики в мировую науку. Вот лаконичный перечень того, что он сделал для Украины и во имя Украины, которую безгранично любил.

1. Создал Украинский научный центр при Гарвардском университете (УНИГУ), который фактически стал моделью классического европейского университета по украинской гуманитаристике с тремя ее фундаментальными кафедрами:  истории — имени Михаила Грушевского; языка — имени Александра Потебни; литературы — имени Дмитрия Чижевского.

2. Инициировал и частично осуществил масштабный проект «Тысячелетие христианства Руси-Украины», главной составляющей которого является «Гарвардская библиотека древней украинской письменности», которая включает оригинальные произведения, созданные на территории Руси-Украины в XI — XVIII веке, в 50-ти томах в трех сериях: факсимиле и переводы английской и украинской.

3. Создал собственную научную школу украинистов, которые впервые трактовали историю Украины в широком всемирноисторичном контексте. К главным ее представителям относятся: О. Субтельный, П. Магочий, З. Когут, Ф. Сисин, О. Андриевская и др.

4. Способствовал включению в программу Гарвардского университета проекта исследования Голодомора 1932—1933 годов в Украине Джеймсом Мейсом и Робертом Конквестом.

5. Инициировал создание Международной ассоциации украинистов (МАУ) для широкого научного обмена между учеными разных стран, которые интересуются историей и культурой Украины. На первом Конгрессе МАУ в августе 1990 года в Киеве выступил с программным инновационным докладом «Что такое история Украины?», в котором впервые в украинской историографии выразил мнение о времяпространственном методе исследования истории Украины в противовес народническому.

Стоит заметить, что все эти масштабные украиноцентрические проекты Омельян Прицак инициировал, реализовывал во время холодной войны и безгосударственности Украины. Это было по силам лишь человеку кремневой силы воли, целеустремленности  и беспрекословного авторитета в мировой науке. Сразу после провозглашения независимости Омельян Прицак приезжает в Украину и опять с большим энтузиазмом вершит ряд важных для украинского возрождения проектов. Вот главные из них:

1. Возрождает и возглавляет Институт востоковедения имени Агатангела Крымского НАНУ.

2. Инициирует возрождение Археографической комиссии и Института источниковедения и археографии имени Михаила Грушевского НАНУ.

3. Вводит предмет историософии в образовательную программу Киевского национального университета имени Шевченко. В своих лекциях на кафедре историософии обосновывает необходимость инновационного метода изучения истории Украины как сегмента всемирной человеческой истории, а не как провинциальный эпизод российской истории. В противовес методике советской историософии и историографии Омельян Прицак предложил методику, фундаментом которой стали письменные источники от начала исторических времен до современности, которые охватывали территорию от Исландии и Америки до Китая и Японии.

4. Завершил свой творческий и земной путь написанием фундаментальной монографии «Когда и кем было написано «Слово о полку Игореве», к созданию которой ученый готовился свыше пятидесяти лет. Этот труд вышел после публикации двух томов «Происхождения Руси» и принадлежат к самым аргументированным из всех до сих пор изданных исследований по защите подлинности этого литературного шедевра средневековья и принадлежности его именно к украинскому культурному наследию периода Киевской Руси.

Стоит добавить, что Омельян Прицак оставил в наследство Украине бесценное сокровище, которое он формировал на протяжении своей многотрудной жизни — это его фундаментальный архив, который насчитывает свыше 20 тысяч единиц оригинальных исторических и художественных памятников, обширный эпистолярий с легендами мировой культуры и науки, к которым по праву принадлежит и он сам.

Завершить статью к 100-летию легенды в мировой науке хочется его мыслью, в которой он утверждал, что триумфом его жизни являются не тысячи научных трудов, а создание поистине «гарвардского чуда», — Украинского научного центра Гарвардского университета, который стал трамплином для признания украинистики как отдельной  престижной научной дисциплины в мировой гуманитаристике. Это был действительно дальновидный стратегический государственно созидательный подвиг утверждения обособленности украинской истории, науки и культуры от имперских посягательств наших соседей, в первую очередь России.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать