«Меня вывела в люди вера в смысл искусства»
Знакомьтесь: Оксана Лынив — руководитель Филармонического и Оперного оркестров города Грац (Австрия)На прошлой неделе во Львовской филармонии состоялся концерт при участии главного дирижера Оперы австрийского Граца Оксаны Лынив. В программе прозвучали шедевры мировой классики: Симфония №2 Роберта Шумана, два эпизода из «Фауста» Ференца Листа и Концерт для альта с оркестром Белы Бартока. Исполнители — Академический молодежный симфонический оркестр «Inso-Львов» и один из наиболее востребованных на мировой классической сцене альтист — Александр Земцов.
«ВПЕРВЫЕ НЕМЕЦКИЙ ОРКЕСТР СЫГРАЛ СИМФОНИЮ УКРАИНСКОГО АВТОРА»
В начале разговора Оксана Лынив отметила, что «Львов — культурная столица Украины. Никогда не был и не будет провинцией», а относительно Киева, говорит, что не может пока сравнить — еще не приглашали к сотрудничеству. И добавляет, что охотно примет приглашение от Национального симфонического оркестра Украины. А «относительно Академического молодежного симфонического оркестра «Inso-Львов», то, на мой взгляд, это один из самых креативных коллективов, — отметила Оксана Лынив. — В нем работают молодые люди, у которых еще не остыли амбиции хорошо играть, получать большое удовольствие от творчества. Также у них хорошая техническая школа, потому что они проходят прослушивание, много гастролируют с очень хорошими дирижерами — украинскими и из-за рубежа. Это оркестр, который всегда старается держать себя в хорошей форме. Мне интересно с этим коллективом работать. Я не чувствую рутину, которая может возникнуть у оркестров со стажем.
— Ваш послужной список большой и в самом деле поражает! Что это? Трудолюбие, безумная любовь к музыке, личные амбиции? Боитесь чего-то не успеть?
— Я спешу жить. Смысл моей жизни заключается в творчестве. А возможности творческие — чрезвычайно безграничны. Чем дальше развивается моя карьера, то больше появляется возможностей реализовать свои давние мечты. Я живу в двух полюсах. Строю мировую карьеру на Западе и параллельно стараюсь не отрываться от Украины, постоянно приезжать сюда. Это очень сложно, потому что работы очень много. Поэтому свое время на отдых трачу для проектов в Украине. Да, иногда мне говорят: «Не сгори слишком рано». Но я не изменюсь, потому что я такая. Иногда ощущаю сильное истощение, но оно потом проходит — это переживание катарсиса, который происходит во время успешного концерта или спектакля, а успешный концерт для меня — это не только овации публики, это то, идут ли у меня по коже мурашки, поскольку я сама поняла, что эта музыка гениальна и это исполнение в настоящий момент имеет смысл, что это исполнение открывает (в большей или меньшей степени) содержание и глубину классических шедевров. Это для меня является моим, собственным, успехом. И я после этого чувствую необычайный прилив энергии. Конечно, есть физическая усталость, но она быстро проходит за счет эмоционального нового мощного вливания энергии — как благодарность от того, что только что произошло.
Кстати, вопрос о моем послужном списке задал мне при нашем первом разговоре Кирилл Петренко, когда я приехала в Баварскую государственную оперу с ним знакомиться. Тогда я ответила Кириллу, что мне никто не помогает, я должна все сделать сама, а это значит, что я своей работой должна обрести как можно больше контактов с коллективами, с оркестрами, постоянно расти, чтобы уже потом мои достижения говорили за меня.
— За свою журналистскую карьеру я достаточно много общалась со знаменитостями, в том числе — теми, кто живет и работает за рубежом. И все они мне говорили о том, что видят в качестве своего долга пропагандировать Украину. В частности, в смысле музыки. Говорили об этом неоднократно и вы...
— Я не просто говорю — делаю! В 2015 году записала для Баварского радио с Бамбергским симфоническим оркестром диск — симфоническую музыку Бориса Лятошинского. Мы «подняли» Третью симфонію, «подняли» симфоническую поэму «На берегах Вислы». Это был действительно исторический момент, потому что впервые немецкий оркестр сыграл симфонию украинского автора.
15 марта буду исполнять «Гуцульский триптих» Мирослава Скорика с оркестром Новой Мюнхенской филармонии. Мирослав Михайлович приедет на концерт. Более того, в составе оркестра Новой Мюнхенской филармонии будут играть 20 студентов Киевской национальной музыкальной академии — удалось организовать такую поездку. В том же концерте будет звучать и «Жизнь героя» Рихарда Штрауса, то есть программа вечера технически является сложной. Также теперь рассуждаю над тем, какие украинские оперные постановки могу предложить на Западе. Возможно, в Австрии, возможно — еще где-то. Обязательно возьму для исполнения произведения Валентина Сильвестрова.
25 августа во Львове состоится совместный концерт между Федеральным молодежным оркестром Германии и созданным недавно Украинским молодежным оркестром. После этого будем играть в Киеве, возможно, в Одессе и Харькове. Со временем сыграем не Бетховенском фестивале в Бонне и Берлине. Специально для премьеры в Бонне украинский автор Богдан Сегин пишет произведение, которое заказала «Немецкая волна». То есть в планах имеется бесконечное количество проектов, чтобы популяризировать украинскую музыку в мире. Воплощаю их. И давно. Еще с тех пор как поехала учиться в Дрезденскую музыкальную академию.
«ДИРИЖЕР — НЕ ТОЛЬКО ТОП-МУЗЫКАНТ, НО И ПСИХОЛОГ»
— Не так много есть женщин-дирижеров. Откуда тяга именно к этой профессии?
— В своей семье я являюсь дирижером в третьем поколении. Отец — хоровой дирижер. Дедушка по отцовской линии также был хоровым дирижером. То есть, очевидно, тяга к дирижерству заложена генетически. Кроме того, примите во внимание мои разносторонние интересы в плане музыкального развития... Мне всегда нравилось петь. Также играла на фортепиано, потом — на свирели. Охотно ходила на хор. Также брала уроки игры на скрипке, потому что нравилось. Кроме того, всегда увлекалась визуальным искусством, театральными постановками, костюмами... И все эти факторы, на мой взгляд, являются составляющими частями профессии дирижера. Когда мне рекомендовали эту профессию по окончании музыкального училища, я сначала колебалась. Мне казалось, что это — как служба в армии, куда берут только мужчин... А затем будто произошел какой-то электрический разряд — я вдруг поняла, что это та специальность, которая соберет все мои таланты воедино.
— Какие-то особенные черты характера нужны, чтобы быть дирижером?
— Дирижер должен быть не только топ-музыкантом. Дирижер должен быть психологом. Возможно, у меня такие задатки есть... Возможно, это сугубо черты женского характера, то есть сила женщины — в ее гибкости. Моя тактика — наблюдение и определенный анализ ситуации. Да, ты руководишь ситуацией, но при этом делаешь так, чтобы люди сами захотели это сделать — сделать именно так, как тебе нужно. Без всякого принуждения... Мой стиль управления, скорее, через сохранение своей женственности. То есть женщина никогда не будет естественно выглядеть, если захочет сделать из себя мужчину. Моя профессия — это ответственность, умение организовать процесс, требовательность и к себе, и к другим, но женский шарм нельзя терять никогда, потому что это будет путь к проигрышу.
— Вам интереснее заниматься постановками опер и балетов или дирижировать симфоническими произведениями?
— Это нельзя разделять. Нужно дирижировать всем. Все очень связано между собой. В каждой симфонии присутствуют драматургия, развитие, экспрессия, психологический анализ персонажа. И в каждом оперном или балетном произведении также присутствуют четкие структуры, симфоническая фактура и технология. Поэтому все взаимосвязано.
— У вас остается время на личную жизнь при таких безумных темпах?
— Для большинства музыкантов творчество и личная жизнь вообще нераздельны. Это единое целое. Потому что мы всегда должны быть открытыми, эмоциональными... Ты черпаешь вдохновение из восторга, из любви, из нежности... И оно, нигде не деваясь, проходит дальше через все творчество. Возьмите, к примеру, любую оперу. Нет ни одного сюжета, где бы не было больших чувств. А откуда им взяться, если в жизни ты будешь черствым человеком? И это большое счастье — иметь в своем окружении друзей, людей, которые постоянно дарят тебе творческие импульсы. И это даже не личные отношения с кем-то... Например, я чрезвычайно вдохновляюсь, когда приезжаю на несколько дней во Львов, когда начинаю посещать мастерские своих любимых художников — Михаила Демцю, Виктора Жмака, Виктора Стогнута... Я просто вдыхаю запах краски, смотрю на цвета. Для меня это все — музыка... Эти художники все очень разные. Но партитуры, как и я дирижирую, — тоже разные. Поэтому то, о чем я сейчас сказала, для меня имеет очень большое значение.
— Многие молодые людей, даже имея хорошее базовое образование, не находят себя в Украине и выезжают на заработки за границу. Но и там себя не находят по специальности, соответственно — работают, где есть работа. Вы — молодая и очень успешная. Возможно, что-то посоветуете — рецепт успеха в чем?
— Трудно ответить... Меня вывела в люди вера в смысл искусства. Я всегда понимала, что не продам себя. То есть у меня тоже были годы, когда я в полном смысле этого слова выживала. 1990-е, развал СССР и финансовые кризисы... Спасало, вероятно, то, что была убеждена в том, что не поменяю свое увлечение, пусть даже буду голодная, но не смогу без музыки. То есть я сделала внутренний выбор, смысл которого в том, что не смогу иначе жить. И после того мне начали открываться разные возможности. Говорю о том, что нужно интуитивно чувствовать, что это — твое и идти к цели!
— Длительное время вы живете за рубежом. О таких, как вы, говорят — «человек мира»...
— Вы понимаете, это — два разных мира, два разных менталитета, и объединить их невозможно. За границей много всяких организаций, и жизнь расписана по меньшей мере на пять лет вперед. Иногда, на мой взгляд, им не хватает спонтанности и эмоций, которые в чрезмерном количестве есть у нас, но нам не хватает прагматизма... Я балансирую между Востоком и Западом... Для себя четко выяснила, что каждые два месяца должна быть в Украине, чтобы психологически, эмоционально обновиться и ехать дальше работать. Если чаще, то еще лучше, но редко так случается. И сказать себе, что я полностью живу там, наверное, никогда не смогу.
Справка «Дня»
Оксана Лынив родом из г. Броды, на Львовщине. Родители — музыканты: мама преподает курс фортепиано в музыкальной школе, отец — руководитель народной хоровой капеллы. Оксана окончила Львовское музыкальное училище им. Станислава Людкевича (народные инструменты). Впоследствии — Львовскую музыкальную академию им. Лысенко (класс Богдана Дашака). В 2004 году приняла участие в первом конкурсе дирижеров имени Густава Малера в Бамбергской филармонии — получила третье место. После этого стала ассистенткой дирижера Джонатана Нота при Бамбергской филармонии и училась в аспирантуре в Высшей школе музыки «Карл Мария фон Вебера» в Дрездене. Впоследствии приехала в Дрезден, где училась в аспирантуре в Высшей школе музыки им. Карла Марии фон Вебера (получила последипломное образование) и с 2007 года посещала мастер-классы у Эккегарда Клемма. Стипендиат Немецкой академической службы обменов (DAAD), Гете-института и фонда Оскара и Веры Риттер. С 2007 по 2009 годы ее поддерживал «Форум дирижеров» ассоциации немецких музыкантов. С тех пор посещала мастер-классы таких известных личностей, как Гартмут Генхен (Hartmut Haenchen), Курт Мазур, Георг Фриче и Роланд Зайфарт.
С 2008-го по 2013 г. Оксана Лынив работала дирижером в Одесском национальном академическом театре оперы и балета.
С 2013—2014 гг. работает в качестве музыкального ассистента генерального музыкального директора Кирилла Петренко и дирижера в Баварской государственной опере, где дирижировала в операх «Граф Ори», «Милосердие Тита», и во время премьеры оперы «Настенные часы».
В 2015-м Оксану Лынив признали лучшим дирижером Баварской государственной оперы в номинации «Классическая музыка».
В феврале 2017 года Оксана была выбрана в качестве преемницы Дирка Кафтана сезона 2017—2018 главным дирижером Оперы Граца и филармонического оркестра Граца.
Дирижировала концертами и операми в Украине, Германии, Франции, Румынии, Эстонии и Швейцарии.
Выпуск газеты №:
№28-29, (2017)Section
Культура