Междоусобная война или время революционных перемен?
«День» попытался разобраться, что происходит в Национальном центре им. А. ДовженкоКогда несколько лет назад государство, казалось, обратило внимание на свой национальный кинематограф, осуществив невиданное дотоле финансирование, украинское киносообщество крайне воодушевилось. Прошли открытые питчинги, запустили в производство большое количество фильмов, они стали появляться на крупных международных кинофорумах, появились новые имена, привлекшие к себе внимание иностранных коллег. И даже ручное управление, быстро притормозившее этот процесс, не смогло его окончательно уничтожить.
Но одним из главных прорывов стала работа Центра им. А. Довженко, которую возглавил Иван КОЗЛЕНКО, который стал заместителем генерального директора Фонда и привел с собой молодую, энергичную, креативную команду. Неизменным его помощником, с интересом принявшим новые веяния, стала опытный хозяйственник Светлана КОРОБИНА. Появилась концепция восстановления и популяризации старого украинского кино, которое сопровождалось живой, специально написанной или талантливо скомпилированной музыкой, в исполнении лучших музыкантов мира. Начали выходить в свет с большим вкусом и знанием дела художественные альбомы, энциклопедии, самые крупные фестивали наперебой приглашали эти фильмы, создавая под них специальные программы. Смело можно сказать, что никогда у украинского кино не было такой популярности в мире. Более того, это начало приносить реальные деньги.
Неожиданно, во время непростых событий, под впечатлением которых живет сегодня страна, в центре стали происходить удивительные вещи, напоминающие знаменитую «нехорошую квартиру». В открытом пространстве Интернета вначале появилось письмо Ивана Козленко, адресованное новому главе Минкульта Евгену НИЩУКУ, в котором выдвигался ряд требований по поводу будущих назначений в Центре: «Днями мені стало відомо, що Національний центр Олександра Довженка, в якому зберігається Національний кінофонд України, невдовзі отримає нового директора. Мене втішив Ваш вибір кандидата, але, на жаль, це призначення, яке ви маєте затвердити наказом, вирішувалося кулуарно, без публічного обговорення кандидатів, без представлення стратегії розвитку Центру».
В ответ — письмо недавней соратницы, Светланы Коробиной, Ивану Козленко: в этом письме она объявляет о своем назначении сверху руководителем Центра: «Ти, зі своєю молодою командою, надихнув життя в спокійне і сонне середовище архівної установи. Ваня, ти творча людина. Навіщо тобі займатися рутинною господарською роботою? Моє призначення абсолютно легітимне і не порушує жодного закону України.
Але, зважаючи на бажання, висловлене тобою і колективом Центру щодо застосування виборчих принципів до цієї посади, я пропоную тобі спокійно продовжувати працювати й водночас спільно з колективом виробити принципи та вимоги, за якими буде обиратися керівник Центру Довженка по закінченні мого контракту. Тобто зробити все, щоби ця посада в законний спосіб стала виборчою.
Важкі часи настали для нашої Батьківщини. Ми майже в стані війни. На мою думку, зараз не час для сварки і з’ясування стосунків...»
И наконец, письмо за подписями львиной доли коллектива Центра, категорически несогласного с этим «велением свыше».
Мы обратились за комментарием ситуации к заинтересованным участникам процесса и к тем, кто не первый день стоит у штурвала национального кино.
КОММЕНТАРИИ
Иван КОЗЛЕНКО, заместитель генерального директора Национального Центра им. А. Довженко:
— Наступило время внести коррективы в работу Центра. Не исключаю, что иногда это будет больно. Люди знают об этом, и знают, за что голосуют. Концепция развития должна быть утверждена Министерством, и у нас она есть. Любой новый человек, который возглавит Центр, должен получить карт-бланш и иммунитет. Министерство должно быть готово на эксперимент. Никто не гарантирует успех этого эксперимента, но нужно «пустить кровь». Нужно серьезно приступить к реформированию, потому что вот так, в каком-то очень хилом режиме продержаться, бесперспективно. Мое обращение к Министерству в проведении конкурса на замещение должности директора касается не должности, а инициативы диалога с государством на принципах, отличающихся от тех, которые существовали до сих пор. Я предлагаю принцип взаимоответственности. Ведь можно назначить директора, бросить его на убыточное предприятие, зная, что предприятие это не может существовать иным способом и не нести ответственности со стороны Министерства. Безусловно, любой новый человек, который будет назначен по конкурсу, чьи концепция и стратегия будут публично обсуждаться, утверждены общественностью, должен выдвинуть свои встречные требования к Министерству. И министерство обязывается эти встречные требования принять. Не вижу смысла вообще в существовании Центра Довженко, если он не будет выделен... Это отдельная гуманитарная задача, ее нужно решать на министерском и правительственном уровне. И поэтому ныне оставить расклад сил между Министерством и Центром, а именно структуру четкого, прямого подчинения без возможности обжалования, без встречных предложений, законодательных инициатив, это тупиковая ситуация. Я бы предлагал Министерству зафиксировать статус Центра возможно отдельным законопроектом. Поэтому основной вопрос — это общественное обсуждение судьбы киноархива. Мы в действительности ныне абсолютно экстенсивное учреждение, работаем в энтропийном поле, то есть на растрату. Вынуждены содержать земли, помещения, штаты, которые нам не нужны и это не может быть политикой государства. Политика должна базироваться на интенсивных характеристиках. И я считаю, что если этого обсуждения не будет, у государства не будет возможности задуматься над тем, что это за институт.
Светлана КОРОБИНА, заместитель генерального директора по аренде и развитию предприятия:
— Какой человек в здравом уме будет против принципов демократии? Но, я здесь, на одном собрании, услышала призыв прекратить финансирование государственного учреждения (речь, между прочим, шла о театре им. Леси Украинки, то есть призывали оставить его коллектив без заработной платы), а на мой упрек, что существует Кодекс законов о труде, услышала ответ: — «Какой кодекс? Сейчас майдан!». Сказать, что я удивилась — не сказать ничего! А как же правовое поле? Законы, постановления, подзаконные акты и тому подобное? Отменяйте плохие законы, принимайте новые, но не искажайте ситуацию и не нужно прислонять ко всему майдан. Это стыдно.
Постановление Кабинета Министров Украины о проведении конкурсного отбора руководителей государственных субъектов ведения хозяйства от 03.09.2008 за № 777 четко отмечает, что решение о проведении или не проведении конкурсного отбора принимает Министерство. Мне кажется, что требовать проведения конкурса для назначения на должность руководителя, нужно не таким способом, который был выбран Иваном Козленко.
На данное время Центр Довженко является государственным предприятием в плохом финансовом состоянии. Ввиду злоупотреблений, обнаруженных последней финансовой проверкой, главная задача — ликвидировать проблемы и сохранить Центр. Тем более, что речь идет о предприятии, которое хранит кинофонд Украины. И еще — это большое технологическое хозяйство.
Письмо-обращение коллектива имеет для меня стойкий привкус совковости. Собрание было проведено нелегитимным способом. Но хорошо, наконец, за два года собрали коллектив. Пришло много людей, которые приняты в штат только 6 марта этого года, и меня увидели в первый раз. Это собрание еще больше укрепило меня в том, что я приняла правильное решение, когда выдвигала свою кандидатуру. Молодой работник архивного подразделения заявил на этих собраниях, что он пришел помогать зарабатывать Ивану Васильевичу деньги, а не заниматься хранением, и что моя позиция проигрышная, если я собираюсь что-то хранить.(?) Сбор подписей под этим письмом проходил под давлением. В нем чисто советские формулировки и обвинения (текст письма есть в интернете). Слушайте, не нужно путать большевизм и демократию. Большинством можно выбрать негодяя. Разве это будет демократия? Янукович был избран большинством.
А теперь о хорошем. Креативность Ивана Козленко не нуждается в рекламе. Когда-то существовало бюро пропаганды кино. То, чем с большим успехом занимается Козленко, именно и является пропагандой украинского кино. Это действительно очень важное дело. Но к чему здесь архив, как учреждение? Ныне, к сожалению, не сделано еще многое чего для сохранения кинофонда. Не сделан электронный каталог, не все пленки описаны, не устроены рабочие места для работы киноведов и исследователей и просто граждан, желающих изучать кино. Разговоры о создании музея кино, пока еще остаются разговорами. Еще есть большое пространство для работы.
Должность руководителя архива очень специфическая и именно она требует конкурса, а Иван Козленко, который ее занимает, безусловно, на своем месте.
Андрей ХАЛПАХЧИ, генеральный директор Киевского МКФ «Молодость:
— Любая революция в любой стране приводит к смене руководителей на любой должности. Но возникает угроза, когда любая повариха считает возможным эту должность занять. Именно такая ситуация возникла в Национальном центре Александра Довженко. Эта организация за последние годы превратилась из хозяйственной в истинно творческую, европейскую и научную. Как бы мы не любили критиковать предшественников, в этом направлении нужно отдать должное Государственному агентству Украины по вопросам кинематографии, его руководителю Екатерине Копыловой и удачно подобранному составу самого Центра Довженко, особенно первому заместителю директора Ивану Козленко. Безусловно, должность нового директора нужно определить по творческому конкурсу с представлением концепции развития. Такой конкурс необходимо провести после выборов в Украине, когда будет сформирована новая власть. А до того считаю целесообразным назначить Ивана Козленко и.о. директора Центра — мне кажется, что такое решение наиболее эффективно на сегодняшний день.
Сергей ТРЫМБАЧ, председатель Национального союза кинематографистов Украины:
— Ситуация, которая сложилась с назначением гендиректора Национального центра Александра Довженко, зеркально отражает то, что происходит ныне с кадровой политикой. Якобы новая власть (большинство лиц в действительности хорошо знакомые) принялась рассаживать «своих» или, по крайней мере, тех, кто им представляется своим. При этом никакой прозрачности не предполагается. Объяснение простое: они начальники, значит, остальные — дураки.
Следовательно, Иван Козленко прав: кого-то выдвигаете — мы не против. Только условие: пусть это будет открыто, чтобы, как говорил Петр Первый, «дурость (она же мудрость) каждого была видна». Ну, сколько же держать нас за тех «козлов», которые еще Януковичу «мешали работать»?
Нам, общественности, нужно за этим наблюдать и не поддаваться на уговоры: вот, мол, ситуация экстремальная, нужно побыстрее. Она потому и экстремальная, что двадцать лет у нас «свои» руководили. Или «наши», эффект тот же...
Евгений НИЩУК, министр культуры:
— По моему убеждению, любые кадровые решения должны приниматься прозрачно и открыто. А тем более это касается сферы культуры, в частности таких творческих направлений, как кино или театр.
Назначение руководителей здесь должно проходить, во-первых, с учетом мнения коллектива, на конкурсной основе и с предварительным обсуждением предложений претендентов относительно развития того направления, которое они будут курировать.
Также, стоит говорить о том, что все это должно происходить открыто для общественности.
P. S.: Каким будет принятое решение по Центру — мы обязательно проследим. Главное, чтобы Центр продолжил столь плодотворно начатую им работу по созданию культурного имиджа Украины. Ведь сегодня к нам обращены пристальные взгляды всего мира.
Выпуск газеты №:
№59, (2014)Section
Культура