Перейти к основному содержанию

Между Киевом и Одессой

Режиссер Иван Урывский о, том, как держать себя в форме, пророческие представления и потери в постпандемический период
10 июня, 09:51

Иван Урывский, главный режиссер Одесского украинского театра им. В.Василько — в этом году был среди обладателей Короны «Дня». Также среди лауреатов «Киевской пекторали-2019» в номинации «За лучший камерный спектакль» с «Лымеривна» в Национальном театре имени Ивана Франко. В этой же номинации этот спектакль вошел в лонг-лист всеукраинского фестиваля-премии «ГРА». Сегодня Урывский, как и весь театральный люд с ослаблением карантина, ушел с головой в репетиционный процесс — живет между Киевом и Одессой. Мы же — в ожидании возвращения в докарантинный режим с надеждой увидеть резонансные одесские и львовские спектакли Урывского на гастролях в Киеве. Сейчас предлагаем вашему вниманию разговор с одним из самых молодых главных режиссеров украинского театра.

«НАДО РАБОТАТЬ И БЫТЬ ГОТОВЫМ К РАЗНОМУ РАЗВИТИЮ СОБЫТИЙ»

— Иван, какие мысли вас чаще всего беспокоили во время карантина в самоизоляции?

— Честно говоря, думал, что этот период будет даже несколько тяжелее, но театр, придерживаясь соответствующих норм и правил, наполняется людьми и постепенно все оживает. Сейчас идет работа (в рамках ослабления карантинных норм), иногда даже активнее, чем до карантина — люди действительно соскучились по театру! Конечно, что будет дальше и когда репертуарные спектакли смогут встретиться со зрителем, пока сказать сложно, наверное, это и пугает. Над этим думают все театры Европы — неизвестность тревожит. Но надо работать и быть готовыми к разному развитию событий в наши смутные времена.

— Почти пять лет вы живете и работаете в Одессе. Часто этот колоритный город пытается как-то вас поломать или оттолкнуть — на энергетическом, творческом, карьерном уровнях?

— Одесса — большой, магнетический, хороший исторический город, здесь приятно жить и работать, но иногда бывает — город смущает. Не могу сказать, что здесь, на юге Украины, слишком бурлит театральная жизнь. Она, конечно, есть, но могла бы быть и динамичнее. На самом деле я не прожил чистых 5 лет в Одессе, так как периодически ставлю спектакли и в Киеве, и во Львове, это иногда дает возможность скучать по Одессе, по нашему Украинскому театру, к которому сегодня большое внимание и зрителей, и специалистов. В этом — огромная заслуга всего нашего творческого коллектива.

— В период ослабления карантина что вы делаете в театре и что удалось сделать?

— В настоящее время работаем над репертуарными спектаклями, обновляем их, вводим новых актеров. Мне кажется, это полезное время, чтобы держать себя в форме и получать хоть какую-то дозу живого театра, чувствовать себя в творческом рабочем процессе.

«ТАКОЕ ВРЕМЯ И ТАКИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА»

— Какова судьба спектакля «Коварство и любовь»? Интерес к спектаклю чрезвычайный. Некоторые называют его почти пророческим...

— Пока этот спектакль «заморожен», и когда он снова появится на сцене, именно сейчас очень сложно говорить. Такое время и такие обстоятельства... История этого спектакля довольно непростая: сыграна только премьера в декабре. Мне и театру приятно, что его вспоминают, к нему мысленно возвращаются разные люди. Знаете, у каждого спектакля есть свой путь, своя судьба, и если уж суждено сыграть только один раз — может быть,  такая его судьба, и в этом тоже есть что-то театрально-мистическое. Театр — удивительное место, в нем часто случаются странные истории, но в подробности я бы сейчас не хотел вникать. Возможно, со временем вернусь к этому названию, пьеса Шиллера довольно сложная и объемная, ее можно ставить и два, и три раза — с разными решениями. Трагедия Шиллера будет актуальной еще очень и очень долго. Это великая классика, первый ряд.

— Киевский Национальный театр им. И.Франко анонсировал в свой юбилейный 100-й сезон вашу постановку «Трамвая Желание», одной из главных пьес ХХ века. Какой вы видите свою героиню, Бланш Дюбуа, именно сегодня, кто она сейчас — «белая ворона» или просто очередная жертва мужского произвола?

— Бланш Дюбуа — макро— и микрокосм. Не скажу, что сейчас могу мгновенно разгадать эту роковую женщину из пьесы Теннесси Уильямса. Поэтому, наверное, надо делать сам спектакль, и уже в процессе работы, с определенной актрисой придет осознание тайны Бланш Дюбуа, которую пытались разгадать в разные времена режиссеры и актрисы в разных театрах мира. Трактовок истории Бланш может быть много, но для меня важно правильно почувствовать, какие люди ее окружают и в какую среду она попадет уже в нашей сценической версии. То есть какими рядом с Бланш будут — Стэнли, Стелла, Митч, и как сама героиня сможет через каждого из них раскрыться, как она будет влиять на каждого. В самом деле, интересный вопрос — кто здесь жертва: она или они?

— Как вы отреагировали на флешмоб в соцсетях относительно насилия в украинском театре?

— Насилие — тогда, когда тебя заставляют делать что-то насильно. Я лично не встречался с такими историями в украинских театрах (там, где ставил), поэтому мне и сложно об этом говорить... Между тем, насилие    — это действительно проблема в мире. К этой проблеме надо привлекать внимание и бороться с этим.

— Прошло некоторое время со дня премьеры «Каменного властелина» в Театре на Подоле, который вызвал оживленное обсуждение. Почувствовали ли зрители и критики ваши творческие планы?

— Иногда я проигрываю этот спектакль у себя в мыслях, надеясь, что вскоре он вернется на сцену, как и все другие спектакли. «Каменный властелин» только начал разыгрываться, набирать обороты, но придется ждать. Спектакль вызвал разные интересные мысли и суждения, по-разному был прочитан разными рецензентами. Это как раз и важно для меня, потому что здесь дело не в том, кто и насколько угадал наш замысел. Круто, что спектакль дает возможность различных трактовок для зрителя и иногда даже очень неожиданных. Кто-то читает спектакль глазами Донны Анны (Даша Малахова), кто-то — через призму Дон Жуана (Вячеслав Довженко), для некоторых эта история прочитана глазами Дона Гонзаго (Роман Халаимов). Мы же пытались не атаковать зрителя и не навязывать ему ничего, а искренне рассказать историю, которую сами почувствовали в этой загадочной пьесе.

— В период самоизоляции успели посмотреть много онлайн-спектаклей?

— Честно скажу, почти не смотрел онлайн. Когда-то раньше, еще в университете, я уже «наелся» просмотрами записей спектаклей, и меня уже не очень тянет смотреть онлайн, но разные кусочки смотрел. Пока для меня среди лучшего — запись спектакля «Дядя Ваня» Римаса Туминаса с Сергеем Маковецким.

«ХОРОШИЕ АКТЕРЫ ВСЕГДА МЕНЯЮТ РЕЖИССЕРА, ВЛИЯЮТ НА ЕГО ЗАМЫСЕЛ, МИРОВОЗЗРЕНИЕ»

— По вашему мнению, какие потери возможны в украинском театре в постпандемический период?

— Не знаю, возможно, потеря времени, несколько сбитый ритм театральной жизни, а еще — неизвестность и изменение планов многих театров — многое придется сильно корректировать.

— С какими украинскими театрами вы хотели бы поработать в ближайшем будущем?

— Я сейчас не думаю об этом. Мне и так повезло работать с мощными актерами в разных театрах Украины. Но это понимаешь только в работе, что это именно тот актер, с которым ты и мечтал работать. Поэтому не хочу загадывать и надеюсь, что впереди встречи с интересными актерами на разных сценах разных театров, и не только Украины, но и других стран. Хорошие актеры всегда меняют режиссера, влияют на его замысел, мировоззрение, заставляют думать по-другому, аккумулируют вокруг себя творческую продуктивную энергию, а это очень важно для создания спектакля.

— Интересно, а ищете вдохновение, когда за окнами дождь, на улице карантин, а на душе иногда — черные кошки?

— Вдохновение — странное слово для меня. Да, наверное, есть какая-то энергия, которая приходит неожиданно, хочется быстро творить и в голову лезут разные идеи. Но часто все это идет от окружения, от людей, с которыми общаешься, от улиц, по которым ходишь, от музыки, которую слушаешь. Наверное, это сложно объяснить...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать