Между любовью и творчеством
В новом спектакле «Айседора» Львовского областного муздрамтеатра им. Ю.Дрогобыча «ожили» исторические личности
Обращением к судьбе легендарной американской танцовщицы Айседоры Дункан и знаменитого русского поэта Сергея Есенина, Театр выполняет эстетическую сверхзадачу искусства: на конкретных историях делать общечеловеческие обобщения. В спектакле герои становятся определенными символами пути к признанию, славе, мукам и страданиям творчества.
Из камерной дуэтной пьесы Татьяны Иващенко режиссер Влад Сорокин, который вместе с балетмейстером Сергеем Дмитриевым выступил и автором музыкального оформления, сделал масштабное действо, введя балетный коллектив, который становится выразительным пластичным иллюстратором того, что происходит между Айседорой и Есениным. Смятение их душ, воплощенное в танцах и стихах, балетная группа передает амплитудой переживаний, скульптурно замирая или красноречиво двигаясь, давая зрителю в пластике угадывать тогдашние реалии бытия.
Какое странное стечение обстоятельств, непостижимые мотивы чувств, которые бросили в объятия друг к другу этих двух, кардинально противоположных людей, которые даже общаться не могли на одном языке! Загадка этих отношений не становится более раскрытой с течением времени. И кружит вокруг Айседоры и Сергея балет «обликом» эпохи, которая была до них, с ними, да и после... Черно-белая гама цветов превалирует в костюмах танцовщиков, лишь одна из них как будто в образе печального белого Пьеро в безумном водовороте тогдашней революционной Москвы. А красный наряд Айседоры становится выразительным знаком того времени. Как на обнаженный нерв зрителей, адской искрой падают слова мятежного поэта об ответственности власти, которая ведет страну в пропасть...
Есенин (Иван Гарасимчук) и Айседора (Ирина Осламенко) — представители разных миров. Они сильные и в то же время растерянные, смущенные. Двойственность душевных состояний и одновременного разъединения поддерживается и образом сценографии (художник Юлия Гнатенко). Центральная конструкция — площадка с винтовой лестницей, по которой раз за разом поднимаются и спускаются, будто на качелях настроения, главные герои, — воспринимается местом их возможной общности, но по обе стороны от нее расположены отдельные лестницы, дорога каждого из них. Эти дороги параллельны и им не дано соединиться в один путь.
Хотя спектакль называется «Айседора», эмоциональный акцент внимания перенесен на фигуру Есенина. Актер Иван Гарасимчук играет образ поэта внутренне и внешне истощенным от поиска ответов на вопрос: как жить в стране советов, где ему найти вдохновение на создание стихотворений. Айседора-Осламенко не проявляет так динамически и напряженно своих чувств, она будто издалека смотрит на ситуацию и переживает ее в воспоминаниях. В исполнении актрисы уловимы скорее материнские нотки, эта Айседора больше мать для непокорного мальчишки, чем страстная любовница. Пиком психологической близости становится сцена, где Айседора ласкает волосы Есенина- Гарасимчука, а он в это мгновение вспоминает детство и руки своей матери...
Жанр спектакля режиссер В.Сорокин определил фразой: «За шаг до любви». Да, здесь любви не получилось, и Есенин, и Айседора стремились сделать этот решающий шаг, но просто «встретились два одиночества» и костру их любви разгораться не хочется...
В трактовке дрогобычского спектакля главной становится мысль о том, что гениальные творческие люди обречены на одиночество и они принадлежат только себе. Любовь для них — это лишь вспышка страсти в попытке высечь искру вдохновения. Поэтому и пронизано все пространство спектакля ощущением трагедии, печалью от понимания обреченности того, у кого в душе живет Феникс творчества, который постоянно требует обновления...
Легенды о красивой любви разгульного поэта и разрушительницы всяческих табу существовали всегда, но спектакль «Айседора» Т.Иващенко Театра им. Ю.Дрогобыча подчеркнул то, что когда за творчество платишь собственной жизнью, не до любви...
Выпуск газеты №:
№28, (2015)Section
Культура