Перейти к основному содержанию

Между любовью и творчеством

В новом спектакле «Айседора» Львовского областного муздрамтеатра им. Ю.Дрогобыча «ожили» исторические личности
18 февраля, 17:17
ЕСЕНИН (ИВАН ГАРАСИМЧУК) И АЙСЕДОРА (ИРИНА ОСЛАМЕНКО) — ПРЕДСТАВИТЕЛИ РАЗНЫХ МИРОВ... / ФОТО АНАСТАСИИ КАНАРСКОЙ

Обращением к судьбе легендарной американской танцовщицы Айседоры Дункан и знаменитого русского поэта Сергея Есенина, Театр выполняет эстетическую сверхзадачу искусства: на конкретных историях делать общечеловеческие обобщения. В спектакле герои становятся определенными символами пути к признанию, славе, мукам и страданиям творчества.

Из камерной дуэтной пьесы Татьяны Иващенко режиссер Влад Сорокин, который вместе с балетмейстером Сергеем Дмитриевым выступил и автором музыкального оформления, сделал масштабное действо, введя балетный коллектив, который становится выразительным пластичным иллюстратором того, что происходит между Айседорой и Есениным. Смятение их душ, воплощенное в танцах и стихах, балетная группа передает амплитудой переживаний, скульптурно замирая или красноречиво двигаясь, давая зрителю в пластике угадывать тогдашние реалии бытия.

Какое странное стечение обстоятельств, непостижимые мотивы чувств, которые бросили в объятия друг к другу этих двух, кардинально противоположных людей, которые даже общаться не могли на одном языке! Загадка этих отношений не становится более раскрытой с течением времени. И кружит вокруг Айседоры и Сергея балет «обликом» эпохи, которая была до них, с ними, да и после... Черно-белая гама цветов превалирует в костюмах танцовщиков, лишь одна из них как будто в образе печального белого Пьеро в безумном водовороте тогдашней революционной Москвы. А красный наряд Айседоры становится выразительным знаком того времени. Как на обнаженный нерв зрителей, адской искрой падают слова мятежного поэта об ответственности власти, которая ведет страну в пропасть...

Есенин (Иван Гарасимчук) и Айседора (Ирина Осламенко) — представители разных миров. Они сильные и в то же время растерянные, смущенные. Двойственность душевных состояний и одновременного разъединения поддерживается и образом сценографии (художник Юлия Гнатенко). Центральная конструкция — площадка с винтовой лестницей, по которой раз за разом поднимаются и спускаются, будто на качелях настроения, главные герои, — воспринимается местом их возможной общности, но по обе стороны от нее расположены отдельные лестницы, дорога каждого из них. Эти дороги параллельны и им не дано соединиться в один путь.

Хотя спектакль называется «Айседора», эмоциональный акцент внимания перенесен на фигуру Есенина. Актер Иван Гарасимчук играет образ поэта внутренне и внешне истощенным от поиска ответов на вопрос: как жить в стране советов, где ему найти вдохновение на создание стихотворений. Айседора-Осламенко не проявляет так динамически и напряженно своих чувств, она будто издалека смотрит на ситуацию и переживает ее в воспоминаниях. В исполнении актрисы уловимы скорее материнские нотки, эта Айседора больше мать для непокорного мальчишки, чем страстная любовница. Пиком психологической близости становится сцена, где Айседора ласкает волосы Есенина- Гарасимчука, а он в это мгновение вспоминает детство и руки своей матери...

Жанр спектакля режиссер В.Сорокин определил фразой: «За шаг до любви». Да, здесь любви не получилось, и Есенин, и Айседора стремились сделать этот решающий шаг, но просто «встретились два одиночества» и костру их любви разгораться не хочется...

В трактовке дрогобычского спектакля главной становится мысль о том, что гениальные творческие люди обречены на одиночество и они принадлежат только себе. Любовь для них — это лишь вспышка страсти в попытке высечь искру вдохновения. Поэтому и пронизано все пространство спектакля ощущением трагедии, печалью от понимания обреченности того, у кого в душе живет Феникс творчества, который постоянно требует обновления...

Легенды о красивой любви разгульного поэта и разрушительницы всяческих табу существовали всегда, но спектакль «Айседора» Т.Иващенко Театра им. Ю.Дрогобыча подчеркнул то, что когда за творчество платишь собственной жизнью, не до любви...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать