Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Между войной и миром

Зачем, рискуя жизнью, в Донецке творческие коллективы начинают театрально-концертный сезон?
26 сентября, 12:08
ДЕКОРАЦИИ ЛЕГЕНДАРНОГО «ЛЕТУЧЕГО ГОЛЛАНДЦА» — ПОСТАНОВКИ, ОТМЕЧЕННОЙ ШЕВЧЕНКОВСКОЙ ПРЕМИЕЙ, УВЫ, РАЗРУШИЛИ ДНРовцы / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ЛИТЧАСТЬЮ ДОНБАСС ОПЕРЫ

Так называемые власти ДНР  фактически поставили ультиматум перед руководителями Донецкой муздрамы, Кукольного театра, Донбасс Оперы и филармонии: или они начинают работать, или их помещения экспроприируют. Под дулами террористов особо не поспоришь, и  в Интернете появились такие объявления:

«В связи с многочисленными обращениями жителей города Донецка рады сообщить, что коллектив Донецкого национального театра оперы и балета им. А.Б. Соловьяненко с 1 сентября приступил к работе, сообщается на официальном сайте  donbassopera.com/ru. В настоящее время, кроме репетиций спектаклей текущего репертуара, активно ведется подготовка к премьере «жемчужины» мирового оперного искусства великого итальянского композитора Джузеппе Верди — оперы «Бал-маскарад». О дате открытия 83-го театрального сезона и премьеры будет сообщено дополнительно».

«Донецкий национальный академический украинский музыкально-драматический театр планирует открытие нового театрального сезона в октябре. Сейчас коллектив занят подготовкой к открытию сезона и репетициями премьерных спектаклей», можно прочесть на сайте muzdrama.dn.ua. Кстати, сбор труппы намечен на 1 октября. Как стало известно «Дню», ДНРовцы предложили украинскому театру пересмотреть афиши и  «перевести» свои спектакли на русский язык! А Донецкий академический областной театр кукол рапортует, что 28 сентября открывает 82-й театральный сезон и приглашает зрителей на  благотворительный спектакль «Клочки по закоулочкам», сообщает dn-puppet.com.

Филармонию можно назвать лидером. Там даже летом шли концерты, а в ближайших планах — 26 сентября «Ретро-джаз»,  4 октября — песни М. Магомаева, 5 октября — Вечер мюзикла и т.д. (правда, все программы проходят днем).

Вот только не понятно: зачем эта показуха и зачем рисковать жизнью людей, когда в городе ежедневно стреляют и гибнут жители? На эти вопросы никто сегодня в Донецке не может ответить. Да, с одной стороны, люди сами возвращаются в город по разным причинам: многие устали скитаться, у многих просто закончились деньги... Где искать им помощи?  Кстати, ни областная власть, ни Министерство культуры, ни руководство театров, филармонии, музеев даже не ставили вопрос об эвакуации! Поэтому каждый выживает, как может...

«День» пообщался с генеральным директором Донбасс Оперы Василием Рябеньким, узнав,  что сейчас происходит в коллективе?

— Нам никто из Минкульта ни разу не позвонил и не поинтересовался, как живет коллектив в этих непростых условиях, — признается В. Рябенький.  — Кому нужен наш театр? Похоже, что только нам: работникам Донбасс Оперы, театралам-дончанам. Наши сотрудники ныне в городе ходят на работу, но зарплату с лета никому не платят. Хотя мы перевели свои платежи через казначейство в Мариуполь и составили новые договора,  но нам сказали ждать. Вот и ждем... У нас люди работали в июне    — августе (охрана, администрация, декораторы и др.), но из-за военных действий деньги на банковские  карточки не переводят на территории, которые не контролируются украинскими властями. Мы охраняем свое здание и имущество, многие сотрудники часто ночевали в театре, чтобы ничего не пропало.

— Правда ли, что часть декораций пострадала, и в частности, знаменного «Летучего Голландца»?

— Частично декорации уничтожены. Дело в том, что  территорию склада театра занимали бойцы ДНР. Мы попытались транспорт и часть декораций вывезти, но жесткие конструкции, увы, уже разрушены... но для нас главное, что никто из коллектива театра не пострадал и все живы-здоровы.

— Полтруппы вашего театра — за границей, некоторые солисты и музыканты нашли работу в других городах Украины...

— Я никому не могу приказать возвращаться. Пока в Донецке опасно, но кто в городе — те приступили к работе (музыканты и певцы занимаются по индивидуальным панам и репетируют, чтобы быть в профессиональной форме). Ни одного человека я как руководитель театра не уволил. Кто-то оформился за свой счет, кто-то взял отпуск. Сегодня в Донецк непросто добраться. Нужно пройти блокпосты, а проезжая по дороге, можно попасть под обстрел — и это, увы, наша реальность...

— Василий Иванович, а может, вам не стоит геройствовать под пулями, а создать на базе Донбасс Оперы, например, мобильную концертную бригаду и выступать в Киеве, Львове, Одессе, Днепропетровске, Харькове и других городах?

— А кто нас выпустит из Донецка? Чтобы выехать из города, нужно пройти несколько блокпостов «ДНР» и сил АТО. Процедура, скажу прямо, не очень приятная... Ладно, артисты возьмут инструменты и концертные костюмы, но никто не позволит нам вывести декорации. Может, политическая ситуация стабилизируется, и если появится гуманитарный «коридор», то можно будет поднять этот вопрос. Главное, что в труппе нет убитых и раненых... Хотя я понимаю, что часть коллектива мы уже потеряли...  Сегодня у нас 40 оркестрантов, 20  хористов, 7 артистов балета и 10 солистов, но ни одного дирижера! Объявили конкурс среди своих музыкантов, т.к. хотим 4 и 5 октября пригласить зрителей на детский спектакль «Двенадцать месяцев»  и показать оперетту «Летучая мышь». А там посмотрим, как будем работать дальше. Со всеми держим связь в телефонном режиме и через Интернет и надеемся на лучшее.

— А какая перспектива? Судя по оголенному творческому составу, намеченная театром международная премьера оперы «Бал-маскарад» этой осенью не стоится, и в Донецк не приедет итальянский режиссер Итало Нунциата...

— Да,  премьеру «Бала-маскарада»  Дж. Верди нам придется отложить. Но сидеть сложа руки — тоже не выход. Люди в Донецке живут, несмотря на грохот орудий, и мы должны думать о своих поклонниках, а высокое искусство всегда было эликсиром для души. Понятно, что спектакли будем показывать днем, т.к. когда на город спускается тьма,  люди боятся выходить их дома.

— С лета ваш театр используется как бомбоубежище?

— Нас заставили власти «ДНР» это сделать. Под сценой оборудовали  помещение (скамейки, вода, аптечки). Кстати, ни разу никто из наших сотрудников этим подвалом так и не воспользовался. Ныне здание театра мы поддерживаем, делаем профилактику и готовим к зиме. Слава Богу, прямых попаданий в помещение не было.

— На ваш взгляд, что будет дальше в Донецке и Донбасс Опере, в частности?

— Хочется мира и спокойствия. Напомню, наш театр имеет опыт жизни в период войны. 12 апреля 1941 г. Донецкий музыкальный театр открыл сезон в новом театральном здании, а в сентябре в город пришли фашисты... С 25 декабря 1941 г. театр работал  в оккупации, а 1 января 1942 г. Украинский музыкально-драматический театр открылся оперой С. Гулака-Артемовского «Запорожец за Дунаем». С июня 1942 года директором и режиссером театра был назначен режиссер Мюнхенской оперы Тони Грашбергер, и театр переименовали на Городской театр оперы и балета. В июле 1943 г. театр снова переименовывают на Фронтовую оперу — FRONT-OPER Stalino. Кстати, часть труппы в период Второй мировой войны была эвакуирована в Киргизскую республику (с. Сазановку), а в июне 1942 г. театр переехал в г. Пржевальск, где ставил спектакли и выступал с концертами в воинских частях. Донецкий театр выжил тогда, и я уверен, что и теперь мы справимся с трудностями, которые выпали на долю нашего коллектива...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать