Мгновение вдохновения и фантазии
Фестиваль «Коломыйские представления-2013» пошел нетрадиционным путем
Любой театральный фестиваль формируется на основе творческого соревнования. Поле фестивальной «битвы» становится пространством, где компетентное жюри определяет лучших среди участников. Но с тех пор, как существует театр, продолжаются споры, как же определять лучших, как найти те профессиональные принципы, по которым будет формироваться общее мнение? А впечатления от художественного произведения — это наиболее противоречивые величины, потому что даже профессионалу самого высокого уровня невозможно справиться с собственным субъективизмом.
Постоянную систему оценок спектаклей юбилейного Всеукраинского театрального фестиваля «Коломыйские представления», который в пятый раз состоялся на Прикарпатье, в столице Покутского края, решили изменить. Творческая группа организаторов форума, во главе с автором идеи его создания, директором Коломыйского академического драмтеатра им. И. Озаркевича Дмитрием Чибораком, постановила не определять, кто лучше в той или иной номинации, а предложила зрителям спектр профессиональных мнений приглашенных экспертов, в качестве которых выступили члены жюри фестиваля предыдущих лет.
После каждого спектакля эксперты делали свой эмоционально-театроведческий вывод относительно увиденного, а на утро (на стилизованной театральной тумбе, которая стала выразительным элементом декорации в фойе театра) вывешивался отчет. Кроме того, оглашался балл, который спектаклю выставляли зрители.
Так, экспериментируя, Коломыйский театр вышел на оригинальный и конструктивный путь активного вовлечения публики в фестивальный процесс и дал толчок новому способу проявления мнений экспертов.
А говорить было о чем. За 9 дней «Коломийских представлений» зрители просмотрели 15 спектаклей театров из Львова, Ужгорода, Луцка, Ивано-Франковска, Нежина, Черновцов, Кривого Рога, Чернигова, Киева, Харькова, Коломыи и Тары (Россия).
Неожиданность режиссерского хода, своеобразие сценического решения, новаторство творческого замысла, обращение к самобытной драматургии — по этим принципам «приглашались» спектакли в Коломыю. И хотя были определенные критические замечания экспертов относительно некоторых постановок, общим стало убеждение об интересной и разнообразной фестивальной афише. Позитивные отзывы объединили экспертов в оценке спектакля «Кошмар» А. Чехова Омского Северного театра им. М. Ульянова (г. Тара).
В спектакле был применен интересный режиссерский прием, который позволил через инсценизацию почувствовать тончайшие нюансы психологической прозы Чехова с его детальными и тщательными исследованиями человеческой души. Форма изложения материала актерами через рассказ, а не благодаря действию — вещь сложная. Но исполнители умело вписались в режиссерскую конструкцию. В спектакле присутствует минимализм в сценографии, пластике, движении, (малая форма, как рассказы Антона Чехова) и за внешней сдержанностью пульсирует психологизм, который повествует о трагедии личного мира человека.
Волынский театр им. Т. Шевченко из Луцка представил работу молодого режиссера Дмитрия Мельничука по мотивам замечательной литературы Шмитта «Оскар и Розовая дама». Из современных произведений, которые обращаются к теме жизни и смерти, эта новелла французского драматурга едва ли не самая гениальная. Найти в такой форме рассказ о том, что такое жизнь и смерть и как человеку справиться с тем, что жизнь рано или поздно заканчивается, это удивительно! Спектакль играется в камерном пространстве, действующие лица находятся среди зрителей — так образно постановщик напоминает — это случится с каждым из нас, поэтому нужно определиться, каким должен быть человек перед лицом вечности.
Еще один молодой режиссер вынес свою первую работу на суд зрителей и экспертов Фестиваля. Татьяна Шумейко в Черниговском муздрамтеатре им. Т. Шевченко поставила «Комедию о несчастливом крестьянине, его жене Мелашке, еврее Давиде и черте, который потерял смысл существования» В. Рудова. Спектакль-фейерверк театрального мастерства и пример современного театрального языка. Каскад режиссерских замыслов о смысле человеческого бытия был виртуозно воплощен четырьмя актерами, которые доказывают: для того, чтобы создать хороший спектакль, много не нужно, а нужен задор, желание играть, понимание задач и вдохновение, чтобы все это воплотить.
У жителей Коломыи была возможность и по-настоящему повеселиться на современной комедии положений «Амор.Кохано.Итальяно» А. Николаи Нежинского драмтеатра им. М. Коцюбинского с виртуозным исполнением главной роли Аллой Соколенко, и почувствовать переживания трагических моментов в драматической притче «Лавина» Т. Джудженоглу Черновицкого муздрамтетра им. О. Кобылянской в режиссуре Людмилы Скрипки. В спектакле вымышленная убедительная модель аллегории страха, который способен поставить человека на колени или толкнуть на сопротивление обстоятельствам. Также удивиться актерским возможностям пластического прочтения комедии дель арте под музыку Вивальди в драме «Весна, лето, осень, зима и...» А. Бельского Криворожского театра «Академия движения».
На «Коломыйских представлениях» не обошли вниманием и маленьких зрителей. Взлетам фантазии и эстетическому воспитанию малышей способствовали спектакли — «Большие подвиги маленького Рикки-Тикки-Тави» Р. Киплинга Львовского театра им. Леси Украинки, «Ивасик-Телесик» А. Шияна Коломыйского театра им. И. Озаркевича, «Недотепа из Вертепа» Д. Кешели Закарпатского театра кукол «Бавка». А вот Ивано-Франковский театр кукол им. Марийки Пидгирянки показал масштабный спектакль-фарс «Цахес» Я. Стельмаха по Гофману для взрослых. Режиссер Владимир Пидцерковный, сценограф Карина Чепурная и балетмейстер Андрей Довбуш проделали титаническую работу. Настоящий театр, настоящее действо, которое через спектакль выходит на значительные метафоры и ассоциации с современностью, с ситуацией, которая существует во все времена. Кажется, что это кукольный театр, который словно ожил, и это не актеры, а куклы, которые проснулись ночью и сыграли фантасмагорическую пьесу о квинтэссенции человеческого абсурда, в чрезвычайно яркой театральной форме.
Уже стало хорошей традицией, что на «Коломыйских представлениях» актриса Национального театра им. И. Франко Лариса Кадырова играет свои новые спектакли. На этот раз она предложила зрителям моноспектакль «Мария» З. Хшановского и Л. Кадыровой — пронзительный рассказ о жизни, творчестве и любви великой украинской актрисы — Марии Заньковецкой.
Настоящим подарком публике стало выступление гостя форума — известного певца и композитора Тараса Петриненко. Его юбилейный творческий вечер «Последний из могикан» был необычным, творческим.
Завершение фестиваля дало старт новому театральному сезону самого старого в Украине театра — Коломыйский драматический театр им. И. Озаркевича в этом году будет праздновать свое 165-летие!
Выпуск газеты №:
№182, (2013)Section
Культура