Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Михаил Бокотей – о «перемешивании» национальных школ

Во Львовской национальной академии искусств 20-30 сентября состоится международное образовательное мероприятие, посвященное художественному стеклу
12 августа, 10:34

«Мы активно работаем над реализацией очередного проекта при поддержке Украинского культурного фонда — І Международной резиденции European Glass Education («Европейское стеклодельное образование». — Т.К.), который предусматривает совместную работу в мастерских нашей кафедры профессоров и студентов всех отделов художественного стекла академий искусств Восточной Европы: Эстонии, Латвии, Литвы, Польши, Словакии, Чехии, Венгрии, Турции и Украины. Конечно же, карантинная ситуация наши планы изменила, и мы должны в этом году ограничиться украинскими участниками, а иностранных гостей приглашаем только к дистанционным консультациям и презентации собственных национальных школ художественного стеклоделия», — такое сообщение несколько дней назад опубликовал на своей ФБ-странице и.о. заведующего кафедрой художественного стекла Львовской академии искусств, кандидат искусствоведения, куратор многих культурных проектов в Украине, Польше, Китае, Литве и Чехии, а также — директор единственного в Украине Музея стекла Михаил Бокотей. — По концепции, мы собираем у себя на кафедре художественного стекла руководителей, профессоров и трех студентов из каждой кафедры художественного стекла Восточной — Европы — Эстонии, Латвии, Литвы, Польши, Словакии, Чехии, Венгрии, Турции. В каждой из этих стран есть по одной кафедре художественного стекла, кроме Чехии, потому что в Чехии таких кафедр несколько, но мы будем сотрудничать с Пражской. Они должны были бы находиться у нас, во Львове, 10 дней и работать в смешанных группах в мастерских — студенты с преподавателями. Мы перед этим прорабатываем с участниками ряд задач в различных мастерских и различных направлениях. Они выполняют работы, и затем мы выставляем их — как результат. В течение всей этой работы ежедневно происходят встречи, конференции, каждая из школ представляет свою специфику, свои учебные программы, достижения, подходы. И в результате мы разрабатываем какой-то материал для себя, создаем так называемый круглый стол участников этого образовательного процесса, который должен также регулярно работать, и совместно разрабатываем методические рекомендации для совершенствования образовательных программ художественного стекла в каждом из наших заведений. Потому что каждая национальная школа имеет свою специфику, достижения и преимущества в определенных техниках и трактовках. Скажем, прибалты больше склоняются к дизайну, как, впрочем, и словаки. Мы склоняемся в технологическом плане к гуте, а ее никто, кроме нас и чехов, не имеет. Поляки — похожая на нас школа, но больше склонны к дизайну, нас сейчас очень интересовало бы. Турки заинтересованы в развитии и совершенствовании гуты, так как только что новую гуту построили, а мы уже имеем в этом хороший опыт. Поэтому вот такой обмен информацией всем бы был важен. Конечно, хорошо, что мы проводим раз в три года симпозиумы художественного стекла, где идет больше акцент на индивидуумов в области художественного стекла, который больше касается творческой деятельности. А этот проект направлен, собственно, на развитие образования, высшей школы.

— Есть ли где-то такие резиденции?

— Нет. Я не готов говорить о других направлениях и видах искусства, но в стекле таких вариантов нет точно! Ни в мире, ни в Европе, ни в Украине. Мы, конечно, имеем контакты со всеми кафедрами, но они не являются институциализированными. То есть один из приоритетов этого проекта — институциализация работы между высшими учебными заведениями в области художественного стекла.

— Такие резиденции должны проходить каждый год?

— Да. Возможно, не в таком огромном масштабе, как в этот раз, но планируем. На этот раз к нам должны были приехать более 50 участников. Понятно, что нам это все поломал ковид. Соответственно, мы перевели работу в дистанционный режим. То есть наши студенты будут работать с нами в группах, а иностранцы — дистанционно.

— Сколько вызревала идея создания резиденции. Что, собственно, стало основой этого?

— Мы давно общаемся с коллегами из-за рубежа. Но до сих пор никогда не просматривали программы друг друга...

— Кстати, уверены ли вы в том, пан Михаил, что все ваши коллеги будут раскрывать свою «кухню», свои профессиональные секреты?

— Очень на это надеемся. Ибо все приглашенные к сотрудничеству — наши друзья. Мы готовы делиться с ними нашими научно-методическими достижениями. Надо учитывать еще и такой факт. В рамках реформирования высшего образования в Украине мы в тех же рамках и должны делать какие-то шаги. Видим свои проблемы, свои недоработки. И это касается не только научно-методической работы — и материального обеспечения нашей кафедры художественного стекла тоже. И на этот проект мы получили финансирование от УКФ, в том числе и на обогащение материальной базы, на определенные инструменты и материалы. Так же, как и в прошлом году, на симпозиуме художественного стекла, при содействии УКФ, мы подняли материальное состояние кафедры — благодаря закупке отдельных материалов и отдельных инструментов. Аналогичная ситуация будет и сейчас. Такие вливания существенно влияют на качество учебного процесса. Важно, что это  не одноразовая акция. Это мероприятие, которое будет давать нам результаты на годы.

— Возвращаясь к мотивации создания резиденции... Возможно, это связано и с тем, что в мире растет интерес к художественному стеклу?

— Мне кажется, что мы постоянно наблюдаем увеличение такого интереса. Причем не столько на просторах Старого Света (Европы или Америки), где оно уже приобрело какое-то развитие, а больше на Востоке — в Арабских Эмиратах, в Китае в частности, где очень активно продвигается работа над популяризацией такой области искусства, как художественное стекло. В принципе, для них это что-то новое, что-то такое, что они готовы изучать и развивать. В Китае уже основаны три кафедры художественного стекла, причем — в центральных городах (Шанхай, Пекин, Ганчжоу). Возможно, и в меньших городах будут создавать. Сейчас так.

— Каковы сроки проведения резиденции?

— Последняя декада сентября (20 — 30 сентября). В подготовительный период издадим много печатной продукции, посвященной и нашей кафедре, и кафедрам коллег, участвующих в мероприятии. Также посвятим время отбору студентов-участников согласно квалификационным требованиям. Готовим и мастерские — к работе в новых направлениях. До этого времени, например, мы не работали с оптическим стеклом, не применяли холодную обработку оптического стекла. В этом чрезвычайно мощны прибалты и чехи. И они в этом нам, конечно, помогут сориентироваться. Но мастерские должны подготовить. Мы не очень знаем детали техники «Пат-де-вер», которую применяли много лет назад французы. Сейчас закупаем материалы, которые долгое время были для нас недоступны, потому что дорого стоят, и надеемся, что коллеги помогут нам в этом работать. Кроме того, холл кафедры, а это коридор длиной 30 метров, превращаем в галерею. Вдоль двух стен стоят современные, с хорошей подсветкой, что очень важно для стекла, экспозиционные шкафы, которые сначала будем использовать для показа работ резиденции, а затем будем в них выставлять студенческие работы. И, конечно, ведем переговоры с коллегами — и о дистанционном, к сожалению, их участии в резиденции этого года, и о материалах для публикации. И очень надеемся на то, что уже в следующем году сделаем все по-человечески, без дистанцирования.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать