Перейти к основному содержанию

Михаил ЗАХАРЕВИЧ: «Мой «роман» до сих пор продолжается»

Генеральный директор Национального театра им. И. Франко отметил двойной юбилей
29 августа, 15:28
9 СЕНТЯБРЯ НОВЫЙ СЕЗОН ФРАНКОВЦЫ ОТКРОЮТ «ПЕРЕХРЕСНИМИ СТЕЖКАМИ» / ФОТО КОНСТАНТИНА ГРИШИНА

На творческой ниве М. Захаревич прослужил 50 лет, и 25 из них как франковец! Сейчас Михаил Васильевич не только руководитель «первой сцены Украины» (так критики называют  прославленный коллектив нашей страны) и  председатель  Ассоциации директоров театров, но и историк театрального дела — автор обстоятельной монографии «Національний академический драматичный театр імені Івана Франка — динаміка соціокультурних перетворень», в которой открыл немало белых пятен о становлении коллектива, корифеев, звезд и выдающихся мастеров, которые на протяжении многих лет своим искусством прославили украинский театр. С этой темы мы начали разговор.

ДВЕ ЭРЫ

— Михаил Василевич, вы о Театре им. И. Франко знаете очень много. В 2020-м будут отмечать 100-летие легендарного театра. На ваш взгляд, какой период был наиболее интересным и его можно назвать расцветом в истории франковцев? Как готовитесь  к юбилею?

— Это периоды становления театра под руководством Гната Юры (за один год Гнат Петрович поставил 28 спектаклей, и больше половины из них — украинский репертуар)  и эра Сергея Данченко, постановки которого подняли коллектив до европейского уровня. Именно это периоды, когда Театр им. И. Франко был на высокой творческой ноте, и это времена относительной свободы.

Юбилей отметим масштабно — как говорят, «с танцами и песнями». (Смеется.) Готовится целый ряд мероприятий, уже подготовлен проект Кабмина, и там предложено провести немало событий, в частности акции, которые внесут ясность в историю Театра им. И. Франко. Уже сдали в издательство книгу о мастере сцены, корифее украинского театра Анне Борисоглебской, которую написал театровед Валерий Гайдабура, театральный критик Анна Веселовская является автором монографии о периоде управления нашим театром  выдающимся актером Богданом Ступкой. Эти две книги и моя монография подготовлены к 100-летию нашего коллектива. К юбилею мы также хотим открыть «Аллею звезд» — это будет  дань памяти мастерам, прославившим театр. Уже написан сценарий художественно-документального фильма об истории франковцев с вкраплениями фото- и видеофрагментов со знаковых спектаклей. Юбилей — это не только праздник для нас, франковцев, а прежде всего для публики, ради которой мы работаем. Официальный день рождения нашего театра 28 января 1920 года, но празднование хотим перенеси к Международному дню театра — 27 марта. И это будет символично, потому что история франковцев славно вписалась в историю Украины. В 1919 г., когда объединилась Левобережная и Правобережная Украина, группа актеров во главе с Гнатом Юрой поехала  в Каменец-Подольский и там объединилась с западной группой Амвросия  Бучмы. Символично  — объединение страны и двух театральных трупп, создавших Театр имени И. Франко. А потому наш юбилей мы считаем в какой-то степени как всеукраинский праздник.

— Сейчас без меценатов и спонсоров трудно жить театрам. Вы, работая в архивах, нашли интересный факт,  что первым меценатом франковцев стал Симон Петлюра. Это правда или это легенда?

— Это правда. Действительно, Петлюра выделил определенные средства, и Галицкая армия взяла на содержание Театр им. И.Франко. Кстати, финансово они  тоже поддерживали Новый львовский театр. В те очень непростые времена, когда все голодали, власть понимала значение театра и поддержала мастеров.

Сейчас наш коллектив сам часто выступает меценатом и спонсором — около миллиона гривен мы перечислили на лекарства раненым бойцам АТО, на закупку бронежилетов, проводили концерты и выступления для воинов. В данный момент усилия меценатов и спонсоров преимущественно идут в поддержку государства, чтобы отвоевать захваченные территории на востоке. Хотя иногда бывают небольшие средства и для нашего коллектива, и мы всех их очень благодарим. Уже давно нужно принять закон о меценатской деятельности. Данный документ я готовил, и был принят Закон «О благотворительности», но очень жаль, что депутаты ВР изъяли самое ценное — о меценатской деятельности.

«ПОЧЕМУ КУРБАСОВЦЫ  ПЛОХО ОТНОСИЛИСЬ К ТЕАТРУ ПОД РУКОВОДСТВОМ  ГНАТА ЮРЫ?»

— Вам пришлось лично знать и работать со многими корифеями, выдающимися мастерами сцены. Кто из мастеров запомнился больше всего?

—  Могу назвать сотни  имен, с которыми имел счастье работать вместе. Прежде всего, большое спасибо моим учителям, которые повлияли на меня как личность.  Это Лесь Сердюк, Валентина Чистякова, Евгений Бондаренко, у которых я учился в Харькове. Винницкий период — это Владимир Шестак — прекрасный мастер-кукольник. Моя первая работа была именно в прекрасном коллективе Шестака — Винницком областном театре кукол. За год я очень многому научился, и с этого началась моя актерская школа. Потом, уже через годы, судьба свела меня с тем коллективом еще раз уже в качестве директора театра. С теплотой вспоминаю и Запорожье, работу в музыкально-драматическом театре, и свои актерские университеты, и как руководителя этого коллектива. Горжусь, что этот театр стал одним из лучших в нашей стране, с успехом выступал и за рубежом. В Запорожье была чрезвычайно сильная труппа, а мы, молодежь, из-за кулис, задерживая дыхание, смотрели на бенефис актерского  мастерства. Мой «роман» с франковцами начался в 1992 году и до сих пор продолжается. Знаете, я еще в студенческие годы задумался, почему курбасовцы плохо относились к театру под руководством Гната Юры? Поэтому, работая в архивах, понял, что они не владели информацией, а опирались не на исторические документы, а все было на уровне разговоров.  Об актерах и режиссерах-франковцах можно долго говорить. Так, на этой сцене работали лучшие мастера. Я горжусь, что, работая гендиректором,  вернул в театр таких мастеров, как Ольга Кусенко,  Нонна Копержинская. Их отправили на пенсию. Актрисы бедствовали, болели, переживая, что их отлучили от родной сцены. Мы исправили это, и на спектакли, где играли эти актрисы, в кассах стояли очереди. Кусенко и Копержинская говорили, что у них открылось новое дыхание, и прекрасно работали до самой смерти.

Мне посчастливилось работать со многими чрезвычайно талантливыми режиссерами и очень порядочными людьми, в частности это Александр Король, Сергей Данченко.  Для меня Сергей Владимирович стал как старший брат. Его спектакли уже вошли в «золотой фонд». Мы начали гастролировать за рубежом. Объездили почти все европейские страны.

Горжусь тем, что наш театр сейчас имеет такие экономические возможности, что все, что придумывают постановщики, мы воплощаем на сцене, и это дает широкие возможности для творческих поисков и экспериментов. Премьеры с нетерпением ждет публика, и почти каждая работа вызывала большой резонанс у театроведов. А еще горжусь, что смогли на 90% выполнить реконструкцию здания, имеем прекрасную звуковую аппаратуру. Сейчас ищем средства, чтобы модернизировать светооборудование и кондиционировать помещения. Имеем много задумок, чтобы улучшить условия труда актеров и для публики в зрительном зале.

«А ГДЕ МЫ С ВАМИ СТОЯТЬ БУДЕМ?»

— 16 лет назад, в такой же жаркий день, как в сегодня (20 августа), ушел из жизни Сергей Данченко — выдающийся режиссер, имя которого сейчас носит Камерная  сцена, а 27 августа легендарный Богдан Ступка отмечал бы день рождения, но, к сожалению, уже пять лет, как этот актер №1 наблюдает за нами со Вселенной. Вы были инициатором установления  памятников Яковченко, Юре и Данченко. Уже готов проект монумента и Ступке. Средства на установку нашли?

— К сожалению, средств, чтобы сейчас поставить памятник Богдану Сильвестровичу, нет, но к юбилею театра сделаем это обязательно.  У меня личное обязательство перед Ступкой, потому что, когда мы открывали памятники Гнату Петровичу Юре, то Богдан Сильвестрович шутя спросил: «А где мы с вами стоять будем?» Я ответил: «Вы — здесь» — и показал место (на входе в театр, с правой стороны, где рядом репертуар театра). Проект монумента сделали известные художники   — сын и отец Чепелики. Они предложили семь вариантов. Мы выбрали наилучший — тот, где Ступка стоит, словно денди, с зонтиком. Это будет произведение искусства, где передан характер художника и есть портретная схожесть. Уверен,   туристы и почитатели творчества актера оценят этот памятник.

— По традиции ваш коллектив открывает сезон произведением Ивана Франко, имя которого носит театр. На этот раз это будут  «Перехресні стежки» — модерновая постановка классики режиссера Д. Чирипюка, которую покажут 9 сентября. А какие новинки скоро  появятся в репертуаре?

— Первая премьера состоится уже 12 сентября — «Жизнь — это сон». Пьесу Педро Кальдерона поставил Андрей Приходько. Потом покажем «Разбитый кувшин» по пьесе  Генриха фон Клейста (перевод с немецкого языка  сделал Юрий Андрухович) — постановщик Роман  Мархолиа. В наших планах продолжение сотрудничества с Григорием Гладием (Канада), который «прочитает» вместе с нашими актерами драму Владимира  Винниченко «Пророк», и эта работа будет посвящена 100-летнему юбилею театра. Планов у нас много, но уверен, что все они будут воплощены.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать