Миловзоровские дары: VYBRANE
Сорок шесть произведений передано Национальному музею украинского народного декоративного искусства на вечное хранениеПОЦЕЛУЙ В III ТЫСЯЧЕЛЕТИИ
Это знаковые работы, тщательным образом отобранные известным киевским художником Александром Миловзоровым среди других, созданных за годы своей творческой жизни. Каждая из них не только раскрывает содержание целого тематического направления его творчества — «Экология», «Память», «Коммуникация», но и рассказывает много интересного о самом художнике, которого в художественном мире считают почти легендой.
Одна из подаренных работ — керамическая композиция «Знаки — средства коммуникации» — энергетически мощное и философское произведение. Идея ее создания возникла во времена, когда информационное пространство начало расширяться с помощью Интернета и заполонило мысли и умы подавляющего большинства людей. Будто вопреки этому движению Александр Миловзоров выразил свою точку зрения, высеченную в глине.
«Не нужно забывать, что основа — это знак, буква», — объясняет автор и сознается, что в этой композиции есть знаки, которые он придумал сам. А есть такие, которые можно найти на гербах выдающихся украинцев — Богдана Хмельницкого и Ивана Мазепы.
«Пьедестал» — еще одна работа мастера, которая побуждает к размышлениям. Это небольшая керамическая скульптура, которая напоминает срез земли, в ней прослеживаются культурные слои человеческой деятельности. «Все постаменты монументов построены на костях. Это как, например, Петербург, построенный на костях украинских крестьян», — коротко комментирует свой замысел художник.
Две фигуры в керамических противогазах — одна из ранних композиций Александра Петровича. Она выполнена настолько реалистично, что появляется ощущение, будто противогазы настоящие и даже уже хорошо изношенные. Сначала рассматривать их даже весело, но потом становится понятным то глубокое и драматичное содержание, заложенное в его названии, — «Поцелуй в ІІІ тысячелетии или «Простите, потомки». Эта композиция создана еще в 1985 году, но со временем ее актуальность только усиливается. «Если люди и в дальнейшем так будут относиться к экологии, то действительно придется целоваться в противогазах», — отмечает художник.
ПОРТРЕТ ИЗ МУСОРНОГО БАКА
Особенно колоритными среди даров являются 12 графических работ из серии «Золотые страницы украинского фольклора». В их основу положены украинские народные песни и картинки в интерпретации и мировосприятии самого Миловзорова. Знакомые персонажи — Казак Мамай, Черт, Смерть, Солоха, Богородица будто играют свои маленькие представления, смысл которых укладывается в несколько строк, как, например: «Ховайсь, Петро з Одаркою — біжить баба з качалкою» или «Сусіди моляться, щоб у кума рідного корова здохла. Гуляють люди, рвуть чуби. В різдвяну ніч летить Солоха».
Для своих произведений, каждое из которых обращает зрителя к внутреннему диалогу с автором, мастер использует не только традиционные материалы — глину, металл, стекло, дерево, которыми владеет виртуозно, а даже обычный утиль. Например, рельеф «Портрет» сделан из крышки мусорного бака.
«Я тогда работал на фарфоровом заводе в Житомирской области», — вспоминает художник. — По пути на работу нашел алюминиевую крышку от мусорного бака. Я ее взял, немного примял (хотя она и так была хорошо мятая) и сделал из нее гипсовую форму, а затем — четыре фарфоровых блюда. Оригинал разрезал и получился этот рельеф».
ФОРМА, ПЛАСТИКА, ЭМОЦИЯ
В целом, все работы, подаренные музею, очень «моловзоровские», утверждает Светлана Чернобородова — жена художника, искусствовед. «Его язык — лаконичный и эмоциональный. Для него главной является только форма, пластика, эмоция. Сашины работы энергетически очень мощные, особенно «Знаки — средства коммуникации. Считайте, что это его автопортрет. Ведь он очень сильный и духовный человек.
Но вместе с тем Саша и непосредственный, как ребенок. Бесконечно простой в высоком значении этого слова и очень честный, правдивый. Никогда не скажет «хорошо», если ему не нравится, никогда не станет кривить душой, и относительно себя в первую очередь», — делится мыслями жена художника.
С музеем, которому достались «миловзоривские» дары, Александра Петровича связывают давние, теплые отношения. Кроме 30 работ, которые уже хранятся в музейной коллекции, рисунки Миловзорова органично дополняют постоянную экспозицию, которая рассказывает о народном наряде украинцев конца XIX, — начала XX века. Сотрудники музея рассказывают, что однажды художник принес целую кучу своих акварелей — может понадобятся. Когда же они пригодились, тоже были подарены музею.
Художник заверяет, что это не последний «транш» подарков. Ведь невзирая на почтенный возраст Александр Петрович много работает. В ближайших планах художника — выставка в Праге «101 композиция». А в перспективе — «Шевченкиана -2», которая должна раскрыть тему «Любимые женщины Тараса» или «Шевченковские музы».
ВЗЛЕЛЕЯННАЯ В МЕЧТАХ ШЕВЧЕНКИАНА
Над шевченковской темой Александр Миловзоров работает давно. Еще в далеком 1980 г. для открытия станции метрополитена «Тарас Шевченко» он сделал барельеф Кобзаря. Хотя в творческом замысле художника рядом с поэтом должны были быть и его стихотворения. Как вспоминает сейчас художник, отобрать идеологически выдержанные стихотворения Тараса Шевченко должны были в Институте литературы имени Тараса Григорьевича. На это пошло бы где-то полгода, а объект нужно было сдать в определенные сроки, ведь сам Брежнев должен был присутствовать на событии. Поэтому обошлись без стихотворений. Но Миловзорову удалось отстоять образ молодого Шевченко (в настоящее время этой темой увлекается молодежь). В советские времена такая идея просто шокировала партийных функционеров, и был план заменить образ поэта более солидным, но он, к счастью, не был воплощен.
Была еще одна грустная история с «Шевченкианой»-1.
«В 2004 году на основе эскизов я начал работать на тему графической шевченкианы», — вспоминает автор. — Один симпатичный англичанин, бизнесмен, наведался в «Галерею — 36», ему понравились мои работы и он предложил экспонировать их в Англии. Конечно, я согласился, я всегда принимаю интересные предложения. Все было замечательно, выставка состоялась, на открытии играл оркестр».
А дальше, как в остросюжетном кинофильме: через год англичанин внезапно ушел из жизни, а его потомки не вернули картину владельцу. Поэтому 30 графических работ, как шутя говорит автор, погибло в «степях Ведикой Британии». К слову, юмор, ирония и гротеск — неизменные спутники Александра Миловзорова и в жизни, и в творчестве.
КИЕВ — ПОСТОЯННАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ
Для тех, кто не успел посмотреть выставочную экспозицию подарков, хочется напомнить, что Киев — это постоянно действующая экспозиция работ мастера. Закончив в 1968 году Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени Мухиной, молодой художник вернулся в родной город, чтобы создавать современное искусство и наполнять его красотой, чем он и занимается десять лет подряд.
В 90-х годах он начал возрождение украинского искусства ковки.
Далеко не все киевляне знают, что оформление интерьеров Национальной филармонии Украины, Национальной детской библиотеки, ресторана «Дубки», станций метро «Тараса Шевченко» и «Республиканский стадион» — это работы Александра Миловзорова. Осветительная металлическая арматура для Посольства Болгарии и дома-музея Тараса Шевченко в Киеве — это тоже дело его рук .
«За заказ в Доме Тараса никто не хотел браться», — вспоминает сейчас Александр Петрович. — Ведь не каждый художник, график или скульптор может выполнить такую работу, связанную со светильниками и люстрами. А меня этому научили. Вот уже 45 лет прошло, светильники в Доме Шевченко горят...».
Александра Миловзорова считают также зачинателем скульптурной керамики в Киеве, ведь он не только создавал сам, но объединял и поддерживал единомышленников. Положил начало двум известным в Киеве галереям — «Триптих» и «Галерея-36» на Андреевском спуске, вокруг которых бурлила настоящая творческая жизнь.
В настоящее время в «Триптих» художник почти не наведывается, потому что к ней уже не имеет ни одного отношения — во времена «дикого капитализма» его заставили отдать любимое «детище». Но невзирая на эти обстоятельства, мастер считает себя человеком счастливой судьбы, ведь все, чего он хотел — стать художником, сбылось. Планы на будущее у него обычные, житейские: старый дом, который достался от отца, перестроить и отопление поменять. А в будущем году — закончить взлелеянную в мечтах «Шевченкиану».
Выпуск газеты №:
№147-148, (2019)Section
Культура